«Муромские сказания и чудеса Дивеево». 02–04.05.2019г.

Всем привет!
Наконец-то наступили долгожданные майские и мы собираемся в трехдневное путешествие «Муромские сказания и чудеса Дивеево».
Команда собирается на старте и под моросящий дождь мы выдвигаемся в сторону первой точки на маршруте — Станции спутниковой связи Владимир.


Станция спутниковой связи «Владимир» введена в эксплуатацию в 1971 году. Основными задачами объекта стали обеспечение передачи телевизионной программы Центрального телевидения в системе «Орбита» и магистральных телефонных каналов на Дальний Восток, а также организация телефонных каналов с Кубой. Сегодня станция спутниковой связи «Владимир» успешно работает как наземный комплекс для оказания услуг спутниковой связи, обеспечивает работу каналов телефонной связи, телерадиовещания, подвижной правительственной связи. С помощью командно-измерительной станции «Владимир» обеспечивается управление, телеметрический контроль и измерение параметров орбит спутников. Кроме выполнения государственных задач, ССС «Владимир» активно реализует современные телекоммуникационные проекты, успешно сотрудничает с российскими и международными компаниями.
Территория вокруг ССС находится под охраной. Доблестная охрана на КПП поинтересовалась кто мы и зачем… Ну и конечно же разрешила издалека посмотреть на объект. Что мы и сделали.
Оттуда едем в город Муром, конечно же, внедорожными срезочками. Живописные поля, красивые леса, только-только появившиеся листочки на деревьях… Хочется наслаждаться ароматами весны бесконечно.


На перекус приходится вставать под дождем. Теплый чай, бутерброды и можно ехать далее.
Перед первой серьезной лужей мы останавливаемся. Ура, закричали джиперы, и все дружно ее проехали, а некоторые объехали. На следующей луже большая часть машин лебедилась. Внешне не очень глубокие лужицы оказались серьезным препятствием из-за наличия колеи и большого количества пней. Грамотное маневрирование имело большое значение для успешного преодоления преграды.

Выезжаем из леса в деревню на асфальтовую дорогу.
Ближе к вечеру, прибываем в старинный город Муром: годом основания города считается 862 год. Название города происходит от финно-угорского племени мурома, которое впервые упоминается в «Повести временных лет» — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Начиная с 10-го века, город становится пограничной крепостью Киевской Руси, благодаря чему он быстро расцвел и стал центром торговли. Во многом определили статус города посещения его царскими особами, в частности Иваном Грозным, который молясь о победе над Казанью и одержав там ее, выстроил несколько каменных соборов.
Ну конечно первая ассоциация с Муромом – это Илья Муромец. Согласно легенде, крестьянский сын и оберегатель русской земли от врагов, параличный до 33 лет, получает силу от волхвов, борется с Соловьём-разбойником, идолищем, жидовином, татарами и, наконец, окаменевает…
Могучий витязь из русских былин был реальной исторической личностью и происходил из деревни Карачарово под Муромом. Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявшего монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия, и причисленного к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец». По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Мощи покоятся в Пещерах Киево-Печерской лавры. Частица мощей покоится в Спасо-Преображенском монастыре, который мы и посетили нашим отрядом искателей приключений.
Это мужская обитель, расположенная на левом берегу Оки. Первое упоминание о ней можно встретить в источниках XI века. Также она фигурирует в «Повести временных лет». Расцвет монастыря пришелся на правление Ивана Грозного (1547 – 1584): царь пожаловал братьям обширные земли, приказал построить каменные храмы и наделил иерархов многочисленными привилегиями. По преданию, монастырь возник на месте укрепленного двора первого муромского князя Глеба. Долгое время он служил одним из главных оборонительных рубежей города. В одном из соборов Спасо-Преображенского монастыря хранится частица мощей Св.Ильи Муромца (средний палец левой руки). Частичка мощей покоится в саркофаге, для которого выделена отдельная комната с низким потолком и округлыми сводами.
Для лучшего восприятия увиденного, устраиваем небольшой рассказ о монастыре и Илье Муромце у стен обители, и лишь потом заходим на территорию. Очень красивый монастырь: видно, что вся территория оформлена с огромной любовью. Мы обходим все по кругу, посещаем Храмы. Комната и непосредственно сам саркофаг, в котором покоится частница мощей Св. Ильи Муромца, производит мощное впечатление!
В лавке монастыря не удается купить калачей, которыми славится Муром (был уже вечер и калачи все разобрали), но мы покупаем другие разные вкусности: пасхального агнеца (пасхальный кулич в форме ягненка, очень вкусный!), монастырский хлеб. Ну и конечно здесь участники приобретали иконы и сувениры.
Далее делаем остановку на набережной Оки у Церкви Косьмы и Дамиана. Согласно одному распространенному поверью, церковь была возведена на том месте, где Иван Грозный установил свой шатер, проходя с войском через Муром на Казань. Он пообещал горожанам, что построит каменные храмы в случае победы. Так и появилась церковь Косьмы и Дамиана. Она представляется собой образец белокаменного зодчества середины XVII века.
Неподалеку находится площадь, на которой расположены два монастыря. Наша группа идет в Троицкий монастырь. Это женская обитель, на территории которой хранятся мощи св. Петра и Февронии, из-за чего она является популярным местом паломничества. Монастырь был основан в середине XVII столетия на средства муромского купца Т. Б. Цветнова на месте Старого городища. Главный храм – Свято-Троицкий собор считается эталонным памятником архитектуры русского узорочья. Естественно здесь мы рассказываем историю о Петре и Февронии: все сведения о них происходят из «Повести о Петре и Февронии Муромских», относящейся к древнерусской литературе XVI века.
В Муроме правил князь Павел. Когда же его не бывало дома, к его жене являлся летающий огненный змей на блуд. Другим людям он казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу. Он велел жене выспросить у змея, от чего тому смерть может прийти. Змей рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».
У князя был брат по имени Петр. Он решил убить змея, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви женского Воздвиженского монастыря ребёнок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.
Согласно сказанию, за несколько лет до княжения Пётр убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласково в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила Петра, и он был вынужден жениться на ней.
Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке.
В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.
В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час (в апреле 1228 года).
Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.
Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года в качестве местночтимых святых. Днём их памяти является 25 июня (8 июля); мощи находятся в открытом доступе для поклонения в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
После прослушивания рассказа о монастыре и Святых, посещаем обитель. Одна из прелестей посещений монастырей и Храмов в вечернее время – малолюдность. Мы окунаемся в тишину и поклоняемся мощам Святых Петра и Февронии, а на улице фотографируемся у посвященного им памятника.


Стоящий рядом Благовещенский мужской монастырь посещаем под заливистый колокольный звон! Эта обитель была основана Иваном Грозным после взятия Казани. На этом месте некогда стояла первая в городе деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная ещё при крещении Мурома. Здесь покоятся мощи святых муромских князей.
Чтобы разбавить впечатления о городе, заезжаем на набережную Оки для прогулки в старинном Окском парке. Он был разбит здесь в середине XIX века на месте Окского бульвара. Ранее здесь располагался Муромский кремль, который разобрали в XVIII веке по указу Екатерины II, а также разрушенный при Советской власти Богородице-Рождественский собор. Одна из главных достопримечательностей места – памятник Илье Муромцу, установленный в 1999 году.


Покидаем город по Муромскому мосту, который также является достопримечательностью города. Это вантовый мост через реку Оку, который сдали в эксплуатацию в 2009 году. В 2013 году муромский мост был назван самым красивым в России. Это звание мост получил, заняв первое место во всероссийском конкурсе, проводимым Федеральным дорожным агентством. Среди претендентов были мосты из Сургута, Хабаровска, Ханты-Мансийска, Санкт-Петербурга и других городов. Памятная табличка с надписью «Самый красивый мост России» укреплена на одной из опор моста.


Вечереет и наша команда движется на место ночевки. По пути преодолеваем небольшой бродик. Встали на ночлег у притока Оки в молодом сосновом лесу. Разбиваем палаточный лагерь, жарим шашлыки, накрываем столы, наслаждаемся вкусной едой, салатами, горячим чаем и погружаемся в эту прекрасную походную атмосферу. Разговоры о машинах и не только… байки, анекдоты у костра, что может быть лучше?


Утром местный егерь, который на лошади совершал объезд территории, удививился: мол, как это вы умудрились встать на стоянке предков, древних людей? В этом месте даже раскопки велись, но сейчас ничто о том не напоминает. На что мы ответили: что место-то проверенное значит, раз веками оно манит для стоянки)
Утро следующего дня очень отличалось от предыдущего: вместо дождя, наша полянка утопает в солнечных лучах! Нам нужно было поторопиться, поскольку до Дивеево приличное расстояние и на 11.00 у нас запланирована экскурсия в обители. При этом, мы все успели: и вкусно позавтракать и поболтать, и собраться, а дети даже успели поиграть в активные игры.


В итоге, мы вовремя прибываем в Дивеево – Серафимо-Дивеевский монастырь!
Возник он во второй половине XVIII века. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова, которая в молодости лишилась мужа и дала обет посвятить свою жизнь Богу. Она приняла монашеский постриг в Киево-Флоровском монастыре, с именем матушки Александры. Однажды, после ночного молитвенного бдения в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, ей было видение Пресвятой Богородицы. Божья Матерь сказала матушке Александре: «Изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою».
Лаврские старцы признали видение матушки Александры истинным, и с их благословения монахиня отправилась в странствие по Руси. В 1760 году матушка Александра шла из Мурома в Саровскую пустынь. Не дойдя двенадцати верст до Сарова, она остановилась отдохнуть в селе Дивеево, и здесь, ей вновь было видение Божьей Матери, которая обратилась к монахине со словами: Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих.
Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, 1754-1833) — иеромонах Саровского монастыря был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. Принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Прославлен церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II. Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории.
По религиозным свидетельствам, 25 ноября 1825 года иеромонаху Саровского монастыря, основателю и покровителю Дивеевской женской обители Серафиму Саровскому было видение Богородицы, которая повелела ему создать новую — Мельничную общину (в то время в Дивеево была только одна женская община — Казанская) и обнести её Канавкой. Преподобный указал сёстрам новой общины место для Канавки, следуя по тропе, по которой ступала Богородица в его видении. По утверждению Серафима Саровского, эта Канавка должна стать защитой от Антихриста, по силе равной одновременно и Афону, и Иерусалиму, и Киеву. Серафим Саровский начал трудиться над созданием святой Канавки в июне 1829 года, работы сестёр над ней продолжались ещё несколько лет. Канавка является Святыней монастыря.
С экскурсоводом под непрерывный колокольный звон по случаю праздника Пасхи мы прошли по территории, обошли все Храмы (снаружи), получили массу интересной информации.
После экскурсии мы пустились в самостоятельное «плавание» по обители. Кто-то прошел по Святой Канавке, кто-то поклонился мощам Серафима Саровского, кто-то посещал Храмы, кто-то трескал вкусные монастырские пирожки. Ну и конечно мы приобрели сувениры, иконы, сухарики, освященные в чугунке Батюшки Серафима, которыми по рассказам экскурсовода Серафим Саровских снабжал всех, кто отправлялся в путь.


Далее держим путь в Царский Скит.
В 1864 году по благословению царя Александра II Серафимо-Понетаевскому женскому монастырю были пожалованы 584 десятины пахотной земли, лесов и полей. Царский скит Серафимо-Понетаевского монастыря был основан тремя послушницами, ушедшими из Серафимо-Дивеевского монастыря, расположился на реке Сатис близ святых камушков св. преп. Серафима в глубине дремучего Саровского леса, в 12 верстах от Дивеева.
С 1864 по 1914 год на Царском скиту было поставлено 12 келий-изб, каменный Храм в честь иконы «Введение во храм Божией Матери», освященный в честь чудотворной иконы Богородицы «Знамение». Выстроена также колокольня с медными колоколами. Колокольня соединяла 2-х этажный храм с Крестильней. Скит был обнесен 5-и метровой каменной стеной. Внутри «Кремлевских» стен по периметру проходили арки-ниши, в которых размещались иконы-картины (притчи) с жизнеописанием трудов и подвигов св. Серафима Саровского.
Вся жизнь монастырская, скитов, тем более Царского скита, была пронизана любовью и почитанием преподобного, следованию его заветам. В скиту подвизались 48–50 насельниц. Это были послушницы, монахини и старицы.
Из устных источников (рассказов старожилов, р. Алексия) стало известно, что монашествующие Царского скита были из дворянского рода, царского, а также царские дворовые, няньки и бедные девицы. Царь и императорский двор не только покровительствовали монастырю и скиту, но и приезжали на отдых, молились, ходили на ближний и дальний камушки святого Серафима. Доподлинно известно, что эти места посещали царственные особы: царь Александр II, царь Александр III, царь Николай II и царица Александра, цесаревич Алексей, цесаревны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и др.
У Царского скита была своя Богородичная канавка по подобию Дивеевской.

Сосновая аллея – это уникальная святыня. При постриге в монашество высаживалась сосна. Если монашество принимало лицо императорской крови (фамилии), то высаживалась ель. В сосновой аллее насчитывалось около 330 сосен. Сосны посажены с шагом 3м., попарно, а ели высаживались с шагом 1,5м, то есть в середине между соснами. В начале Богородичной аллеи посажена огромная ель, ее корни сплетены крестом – это игуменская ель – первой и последней настоятельницы Царского скита – игуменьи Александры, из царского рода. В 1927 году после долгих допросов и пыток игуменья Александра была расстреляна в подвале Крестильни.

В настоящее время сохранились Крестильня, сосновая аллея, место погребения убиенной игуменьи Александры, святые камни преп. Серафима, 6 келий монашеских и 3 – в поселке Прибрежном – всего около 9 келий, Царский колодец, освященный в 1913-1914 годах по особому благословению царя Николая II. Сам храм, стены стерты с лица земли, трапезная сгорела.

Осматриваясь в этой, на первый взгляд, обычой деревне, даже и в голову не может прийти что это за место. Старину выдает лишь одноэтажная постройка, виднеющаяся вдали.

При ближнем осмотре выясняется, что это и есть Крестильня, рядом с ней могила Игуменьи Скита Александры и Царский колодец. С годами также не была утрачена Сосновая аллея. А вокруг и рядом, собственно на территории Скита, небольшая деревня, в то числе в избах, которые принадлежали Скиту, в которой кипит неактивная жизнь, пасутся коровы, бегают куры, а рядом с Царским колодцем на деревенском доме висит вывеска о его продаже… Вот так…

От Царского Скита ныряем в лес к Серафимовым камням.

В 1794 году, имея склонность к уединению, Серафим Саровский стал жить в лесу в келье в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги, ежедневно подолгу молился. Около кельи Серафим развёл огород и устроил пчельник. На протяжении нескольких лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провёл в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого Серафима, этот медведь постоянно приходил к нему, но известно, что Старец кормил и других животных). Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келье разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.

Мы как раз едем к камням, на которых Преподобный пребывал в столпнической молитве (молитва на камне).

Первый камень и особо почитаемый — камень «Медведь», еще одно название Дивеево-малый, именно с этим камнем, похожим контурами на медведя, связана легенда о том, что именно на нём два века назад молился Серафим Саровский. Камень огромен, буквально кусок скалы, занесенный в наши края древним ледником. Над землей возвышается лишь малая его часть, и какие его размеры под землёй — неизвестно. Возможно даже, что это самый большой камень в Нижегородской области.

На огороженной территории вокруг камня мы видим священника, группу людей, служится панихида. Мы осматриваем камень и двигаемся дальше вглубь леса к дальнему камню.

По пути мы встаем на обед. Шашлык, гречневая каша с тушенкой, чай, кофе и с новыми силами мы едем дальше уже по внедорожному участку, который без проблем преодолевается всеми участниками путешествия.

Прибываем к дальнему камню. По информации из интернета Дальний камень еще именуют Дивеево (Большой), но по указателям в лесу было обозначено, что дальний камень также именуют Камень-Медведь.

Смотрим, фотографируемся и пешком идем чуть дальше на аскетичный Святой источник. Небольшой колодец с водой, рядом обливальня (домик, к в котором можно облиться святой водой из колодца, используя ведро). Вода в колодце с небольшим запахом сероводорода, по этой причине мы не стали набирать с собой воду, лишь умылись ею.

Возвращаемся тем же внедорожным участком дороги на асфальт и держим путь в сторону Сарова к уже известному и посещаемому Святому источнику Преподобного Серафима Саровского.

Навигатором проложена дорога к Святому источнику через город Саров. Каково же было наше удивление, когда на трассе стоял знак – движение запрещено и в итоге как выяснилось дорога упирается в КПП с колючей проволокой.

Почему? Что из себя представляет закрытый город Саров?

С приходом советской власти Саровская пустынь (известность приобрела благодаря молитвенному подвигу Серафима Саровского) не избежала участи многих русских монастырей и была разрушена. А в 1946 году, когда назрела необходимость ядерных исследований и угроза безопасности для страны, на месте бывшего монастыря разместили Конструкторское бюро № 11. Так зарождался советский атомный проект. В город со всей страны везли лучших ученых, и подающих надежды студентов, здесь трудился и Андрей Дмитриевич Сахаров. Город рос, развивался, имел отличную инфраструктуру, но у него не было названия и его местопребывание не обозначалось ни на одной карте. А жителям оставалось довольствоваться зашифрованными названиями – Арзамас -16, Кремлев, (и другие). В конце 90-х годов XX века Сарову вернули историческое название. После торжественных мероприятий по случаю столетия прославления преподобного Серафима Саровского стали восстанавливать храмы, в 2006 году открылся монастырь. Секретность с Сарова сняли, но он по-прежнему остается закрытым городом. И причина веская – научный ядерный центр должен находится в безопасности.

В итоге мы разворачиваемся и едем к Святому источнику другой дорогой.

История существующего источника батюшки Серафима такова. Солдатам, несшим службу на границе охраняемой зоны в лесу, вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос: «Дедушка, что ты здесь делаешь?» — старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода. Произошло это в 60-е годы XX века на берегу реки Сатис. Так батюшка Серафим перенес свой источник из Сарова к доступному для всех верующих поселку Цыгановка.

Необычный источник. Собственно мы видим небольшое озеро, вокруг него раздевалки и ступенчатый спуск в воду, в само озеро, которое наполняется водой из подземных источников. Здесь мы наполняем бутылки Святой водой из колодца, умываемся, некоторые отчаянные погружаются в ледяную воду.

День получается насыщенным, вечереет и пора подумать о ночлеге. Под красивым багровым закатом, который мы все запечатлили на память, продвигаемся через красивые панорамные места. Мы выбираем местом для ночлега березовый лес на берегу реки в Мордовии.

Разбиваем лагерь, жарим купаты, готовим вкусные макароны с мясом, барышни нарезают овощной салат. И снова уютная походная атмосфера у костра…

Утром третьего дня неспешный подъем. Завтракаем и держим путь в сторону Рассыпухинской ГЭС.

Преодолеваем небольшой внедорожный участок, а за ним и мост из труб и прибываем на место.

В конце 1940-х — начале 1950-х годов в Советском Союзе имел место настоящий бум строительства малых гидроэлектростанций. Как правило, их возводили в сельской местности для энергоснабжения отдельных колхозов или небольших предприятий. Наиболее крупными из них были так называемые межколхозные ГЭС — станции, предназначенные для энергоснабжения сразу большого количества сельхозпредприятий, зачастую даже расположенных в разных районах. Крупнейшей такой станцией в стране стала Рассыпухинская ГЭС, возведенная на реке Мокше в Рязанской области. Уже в 1962 году район был подключен к единой энергосистеме страны, и станция была выведена из эксплуатации как неэффективная — конкурировать с дешевой электроэнергией крупных электростанций она не могла. Плотину и шлюз оставили в работе для обеспечения судоходства, а оборудование ГЭС законсервировали. Остатки Рассыпухинского гидроузла до сих пор находятся на балансе ФГБУ «Канал имени Москвы».

Небольшой рассказ от организаторов и едем дальше.

В Рязанской губернии заезжаем для фото в село Мыс доброй надежды, одноименное известному мысу в ЮАР ))).

Затем едем осмоетреть Разрушенную Церковь Дмитрия Солунского в Нестерово

В историко-статистическом описании церквей и монастырей Тамбовской епархии указано, что церковь в с. Нестерово — двухэтажная, каменная, холодная, построена господином Ушаковым в 1707 г. Это высоченная Дмитриевская церковь, связанная с колокольней совершенно необычным образом — длинной многоступенчатой лестницей-пандусом на трех арках. Лестница начинается от подножия колокольни и ведет во второй этаж храма и на окружающее его открытые террасы.

С такой интересной архитектурной задумкой сталкиваемся впервые. По разрушенной лестнице сначала поднимается на второй этаж, осматриваемся. Практически полностью утраченная роспись. Лишь отчетливо виднеется библейский сюжет о пришедших волхвав к младенцу Иисусу с дарами. К сожалению, младенец Иисус на коленях Богородицы просто выковырян…

На первом этаже Храма на стенах мы видим Батюшку Серафима, как путника, на другом сюжете мы видим его же в столпнической молитве, но, к сожалению, в ополовиненном виде, верхняя часть отсутствует. Мы видим в неплохо сохраненном виде роспись в алтаре. Через Царские врата, зияющие дырой в Храме, в полный рост на нас смотрит Спаситель Иисус Христос.

Покидаем Храм и едем в сторону еще одной интересной Церкви.

Церковь Введения Богородицы во Храм — православная церковь в селе Пёт Рязанской области. Церковь была построена в 1912—1913 годах на средства местного промышленника Портного. Строительство церкви было приурочено к трёхсотлетию дома Романовых. Строил Храм местный житель крестьянин  Никанор Васильевич Гавриков по проекту гражданского инженера Александра Георгиевича Молокина. Церковь отличается необычной архитектурой, некоторые архитектурные элементы напоминают европейскую готическую архитектуру. После революции 1917 года церковь была закрыта. Во время Великой Отечественной войны она использовалась под склад, а позднее была заброшена и начала разрушаться. Несмотря на плохое состояние церкви, в ней до сих пор сохранились некоторые фрески.

Мы подъезжаем к восстанавливаемой Церкви. В вечернее время у Церкви нас неожиданно встречает (!!!) ее староста,  бабушка Мария Ивановна, с ключами от Храма… Она нам рассказывает о Церкви, о том как всем миром ее восстанавливают. Ремонтируют само здание, фасады, внутреннее убранство. У Храма на земле ведутся реставрационные работы над большим куполом Храма, который напоминает шлем витязя.

Мы заходим вовнутрь, большая часть росписи утрачена. Но в полный рост в очень приличном виде сохранено изображение христианского Богослова Ефрема Сирина. Нам любезно разрешают подняться на колокольню и позвонить в колокола! Что мы с удовольствием и делаем.

Сердечно благодарим и прощаемся с местными жителями.

Наше путешествие подходит к концу…

Напоследок мы встаем на обед у леса. Остатки купат, гречневая каша с тушенкой, все подкрепляются.

Уставшие и счастливые мы держим путь домой.

Путешествие получилось насыщенным, интересным, компанейским, по настоящему майским.

Благодарим всех участников покатушки, которые присоединились к внедорожному приключению «Муромские сказания и чудеса Дивеево» с внедорожным клубом Перепутье 4х4.

До новых встреч!

Все фотографии путешествия:

1 комментарий к “«Муромские сказания и чудеса Дивеево». 02–04.05.2019г.

Оставить комментарий