Приветствуем всех наших читателей!
В начале мая наш клуб организовал отличный выезд в ближайшие к Москве области, но кроме того, мы осуществили пробег в достаточно удаленные и необычные места.
Путь наш лежал на юг, и погожим майским днем, когда основная часть населения уже разъехалась по дачным имениям, наш отряд стартовал по трассе «Каспий» в сторону Тамбова. До этого города дорога в очень приличном состоянии, а трафик был незначительным. Так что не спеша, мы прибыли в город, известный многим как родина отличной картошки и волков. Поскольку близился праздник победы в Великой Отечественной войне, наш отряд посетил триптих, или стену памяти. Большие изображения составлены из маленьких фотографий бойцов Красной армии или тружеников тыла. Подобные работы представлены и в Нижегородском кремле, правда с большим размахом.
Тамбов город небольшой, но опрятный. В центре много старинных зданий и целых улиц, переносящих мысленно в 19 век. Но нас интересовала постройка, нехарактерная для русских городов: католический собор. Да, именно так – в центре города стоит столетний храм, возведенный для католиков. Здание пострадало в эпоху коммунизма, но было успешно восстановлено. Здешняя сестра, полька по происхождению, любезно провела для нас небольшую экскурсию. Ее личность, вкупе с самим необычным храмом, оставили неизгладимые впечатления в памяти.
Мы же проехали чуть далее, чтобы прогуляться по набережной реки Цны. Учитывая выходные, по набережной гуляло также много народа, на велосипедах и пешком. Хорошие виды, интересный подвесной мост, возможность совершить прогулку на катере – скучно здесь не бывает! Нас же помимо прочего манила красивой архитектурой усадьба Асеевых. Главный дом не поражает размерами, но очень гармоничен и выразителен в деталях.
Перед тем как искать место для ночевки, заезжаем сфотографироваться с Тамбовским волком!
Чуть позже, в пригороде, находим отличную полянку в сосновом бору. Первый день путешествия завершаем вкусным шашлыком.
Утром следующего дня, позавтракав и свернув лагерь, стартуем в сторону Волгограда. Трасса постепенно теряет ровное покрытие, но вполне пригодна для хорошей скорости. Дабы разбавить монотонность трассы, уходим с нее в сторону Дона. Заезжаем в город Серафимович, для посещения необычного монастыря: главный храм обители построен над пещерами, в которых молились монахи в старину. Сами пещеры открыты только для частичного посещения и не производят сильного впечатления — известняк и кирпич скрыты под современным бетоном, а по потолку проведено освещение. Тем не менее, если будете недалеко, посетите это место: одна необычная многоглавая часовня вас точно сможет поразить. К том же, рядом протекает Дон, на берег которого мы не преминули заехать. А многочисленные холмы вокруг добавляют видовую ценность данного места.
После заката, прибываем в Волгоград. Километров за 50 до города, трасса становится похожей на немецкий автобан – и покрытие отличное, и даже есть подсветка. Сам город впечатляет размерами, поскольку в ночи нас встречали огни улиц, раскинувшиеся на берегу Волги. Настоящее море огней справа и слева, в которое мы въезжаем для ночевки, в этот раз, в гостинице.
Утро в Волгограде встречает нас пасмурной, но теплой погодой. Возможно, это даже к лучшему, ведь у нас запланировано много пеших прогулок, а под палящим солнцем они дались бы тяжелее.
Оставив железных коней на парковке, едем в центр на местной достопримечательности – Скоростном трамвае. Если на окраине это обычная трамвайная ветка городского транспорта, то в центре рельсы ныряют под землю, приезжая на станции, аналогичные станциям метро. Под землей ехать шумновато, но колоритно, так что рекомендуем.
Посещение Волгограда, конечно же, ассоциируется с посещением мест Сталинградской битвы. Весь город пропитан духом событий 1942-1943 годов. Даже на обычных улицах, рядом с детскими площадками, устроены тематические инсталляции в стеклянных витринах: фронтовые письма, вещи, приказы и т.д. Но гораздо более мощное впечатление производит Мамаев курган. Стратегическая высота, на которой погибло много бойцов, не дает тебе забыть о том где ты сейчас ходишь. Если Московский парк Победы настраивает больше на торжественный лад, и тихие прогулки, Волгоградский же — больше на скорбный. Частая смена почетного караула, мемориальное кладбище, звуки стрельбы, фронтовые сводки через громкоговорители – атмосфера на кургане соответствует трагедии города, в которой он почти был стерт с лица с земли и отстроен только после войны. Проехав еще пару станций на трамвае, осматриваем стену дома Павлова, а от нее идем к мельнице Гергардта. Намеренно сохраненные остатки зданий, в каждом из которых держали оборону и совершали подвиги наши бойцы.
Гуляя по набережной, постоянно находишь памятники нашим предкам, положившим здесь жизни. Но чтобы немного разбавить впечатления, находим пожарную каланчу, построенную в конце 19 века, в пригороде современного Волгограда. Сам город Царицын давно исчез с карты, но зато хорошо сохранилось красивое здание пожарной части. Вот раньше старались всегда совместить и функцию, и красоту. Сейчас, к сожалению, это далеко не всегда совпадает.
Почти весь день проведен в городе-герое, но нам пора двигаться далее на Юго-Восток. Для ночевки находим уютное место на берегу Ахтубы. От проторенных дорог, это место отделено понтонной переправой, с подтопленным въездом и съездом, а также участком прибрежной дороги, затопленной половодьем. Тихое место, в котором мы встретили закат и рассвет. Правда, вечером к нам заехал местный житель на ГАЗ 66, проводивший разведку мест для рыбалки. На всякий случай, взяли его телефон, поскольку половодье еще не завершилось, а утром нам надо было вернуться на «большую землю».
Почти свернув лагерь, услышали звук приближающейся машины. Сразу было понятно, что это не вчерашняя шишига. Но каково же было наше удивление, когда из-за кустов показалась машина Егора, нашего соклубника. Не выдержав дольше смотреть на наши романтические фотографии, он смог отложить дела, собрать семью и догнать нас! Это был весьма приятный сюрприз!!
Теперь наш отряд уже в составе трех машин, с отличным настроением, перемещается в Астраханскую область.
В достаточном сером ныне городе Ахтубинске, заправляемся под завязку: ведь далее нас ждет длинный перегон без заправок вообще. Первой целью нашего четвертого дня становится гора Большое Богдо. Учитывая плоский характер местности, гора становится заметной еще издали. Срезав немного по степи мимо населенных пунктов, оказываемся на КПП заповедника.
Оплатив посещение, доезжаем до стоянки машин. Спешившись, идем по тропе наверх, на смотровые площадки. Священная для буддистов, гора является красивейшим природным объектом. Кто-то видит на ее склонах каньоны как в Америке, только в миниатюре, кто-то сравнивает с марсианскими пейзажами. А на наш взгляд, здесь просто красиво и завораживающе! Простор, ветер и запах степных трав, с доминирующей ноткой полыни! Со смотровой площадки видна бескрайняя степь вокруг, и озеро Баскунчак – одно из самых больших на территории России. Прямо в озеро заходит железнодорожная ветка, поскольку здесь вовсю добывают соль.
Насладившись отличными панорамами, спускаемся к подножию горы и снова седлаем коней. Ведь впереди нас ждем самое большое соленое озеро нашей страны — Эльтон!
От Баскунчака до Эльтона можно проехать по асфальту, делая крюк километров в 450. Но нам больше импонировал вариант длинной примерно 150 километров напрямую через степи. Имея запас воды и еды на несколько дней, а также канистры с топливом, покидаем асфальт. Запасы берем на всякий, ведь уже через несколько километров пропадаем любая связь. И в случае чего, рассчитывать можно только на себя. Главные задачи на этом перегоне: не пересечь границу с Казахстаном, и не приближаться к ней ближе чем на 5 километров (для этого нужно оформить пропуска), не уехать на территорию военного полигона Капустин Яр. Вот так, идя строго очерченным границами коридором, едем все далее на север. Описать ощущения от этого перегона по степи просто не хватает слов: постоянный ветерок, изумрудная трава до горизонта с дурманящим запахом, диковинные птицы и животные вокруг. И если сначала мы видели несколько пастушьих хозяйств, разводящих в том числе верблюдов, то потом оказались совершенно одни. Один раз дорогу нам перебежал табун диких лошадей, или лошадей на свободном выпасе, так как людей с ними не было. Это тоже незабываемое впечатление! Так же удивительно увидеть обычную картину здешних мест, когда орел хватает змею с поля и улетает вдаль. Через некоторое время теряется ощущение реальности, и кажется целого мира больше нет и никогда не было – есть только мы и бескрайняя степь.
Правда, пару раз нам попадались заброшенные воинские гарнизоны, рядом с которыми все еще растут деревья.
Но вот, навигатор показывает, что впереди снова будут пастушье кошары, а потом и поселки. И полевая колея, порой совсем заросшая травой, сменится сначала накатанной грунтовой дорогой, а потом и вовсе асфальтом. Поселки эти, правда, сначала состоят из жилых домов и уже разрушенных. До поселения Эльтон кажется, что едешь в мире, пережившим войну или глобальный катаклизм. И вот колеса снова въезжают на асфальт, и становится немного грустно. И сразу манит вернуться в подобные места, с непривычными для нас просторами!
Узнав у местного пастуха, как лучше проехать к озеру, заезжаем в магазин и купив свежи продукты для перекуса, едем на берег Эльтона. Местные жители, в основном казахи по национальности, очень приветливы, но порядок знают: пока мы гуляли по Эльтону, они сообщили куда надо, и к нам приехал пограничник для проверки документов и уточнения, не собираемся ли мы ближе 5 км к Казахстану. Успокоив военного, (к слову, очень корректного в своем поведении), тем, что ничего запретного делать мы не собираемся, едем далее на север, увозя яркие впечатления от зеркальной глади соленого озера, протянувшейся, кажется, до самого горизонта!
Интересный факт: почти 400 км от Эльтона до Саратова не было связи МТС. Билайн работал, но не повсеместно. Ночь мы провели в Палласовке, районном центре.
Перегон от Палласовки до Саратова запомнился красивыми видами Волги и ее высоких берегов, а также отвратительным, словно после бомбежки, асфальтом. Перед Энгельсом, посещаем Гагаринское поле, где приземлился первый космонавт планеты после знаменитого полета. Находящийся здесь образец комического корабля, дает понятие о том, каким смелым надо быть, чтобы в этом шарике диаметром всего полтора метра, или около того, отправится так далеко от земли!
Панорамой Саратова мы в полной мере насладились с моста через Волгу. Город, расположенный на холмистых берегах, напоминает курортные города Крыма. Только вместо моря река. Мы, возможно, вернемся сюда, чтобы ближе ознакомится с городом и проехать на юг по берегам Волги. А пока, потолкавшись по пробкам, выезжаем снова трассу. Нас ждет село, со звучным названием Лох.
Как мы поняли позднее, село это может сделать одноименным себе и самоуверенного путника, вроде нас! Легкая прогулка до водяной мельницы на студеном ручье, и запланированное посещение пещеры атамана разбойника, не состоялось, а было заменено на потеряшки в местных полях. Дело в том, что услужливый навигатор, повел нас коротким путем напрямки, по грунтовым дорогам. Мы были только за, но вот только навигатор не знал, что один из деревянных мостов на пути разрушен. И пока мы пытались найти объезд, уезжали все далее и далее в поля. В итоге пересекли ручей, успели застрять в подболоченном овраге, первый раз за поездку расчехлив лебедки и тросы. И далее кружили в поисках хоть каких то дорог. Жадные современные фермеры, в отличие от советских колхозников, перепахивают здесь не только поля, но и все полевые дороги, соединяющие их с деревнями. Вроде и видишь, вон за оврагом с ручьем, через два поля, есть деревенька, но дороги к ней нет, а гонять по вспаханному полю и неприлично, и застрять можно. Худо-бедно, по окраинам пашни, раскинувшейся на десятки километров вокруг, выезжаем с полусухими баками на грунтовку, ведущую совсем в другую сторону от нужного села. Ну что ж, его мы посетим в следующий вояж, а пока скажем спасибо, что выехали из заколдованного круга черноземных полей, заодно насмотревшись на огромное множество сусликов. Особенно свистящие зверьки понравились детям!
Вот так неожиданно, топливо, запасенное для степей, пригодилось в обычных условиях) Под вечер встаем лагерем на реке Медведице. Это наша последняя совместная ночевка в этом путешествии. Завтра нас ждет возвращение к привычному кругу вещей и забот. А сегодня…сегодня под трели соловья мы сидим у огня на берегу тихой речушки, наслаждаемся звездным небом. Общение живое, дружеское, переходящее далеко за полночь. Расходиться не хочется. Каждый вспоминает самые яркие моменты, и пусть для одного экипажа поездка вышла короче, но точно не бедная на впечатления.
Отлично выспавшись, солнечным и жарким утром выезжаем снова на трассу. Дорога домой могла стать просто обычным перегоном, если бы на ТЛК 80 не заклинил один из суппортов. Снова и снова убеждаемся, что в команде единомышленников все дается проще. Разобрав механизм, разработали его монтажкой и прокачиванием педалью. Можно ехать далее. К слову сказать, за 3000 км это был единственный каприз, заставивший остановиться. Даже порванный шрус на одном из Патфайндеров не помешал прохождению маршрута.
Во время перекуса в Луховицах, прощаемся и разъезжаемся. Путешествие удалось, на 100 %! И мы конечно, постараемся поехать так еще не раз! Именно так можно узнать, как красив мир, даже в пределах нашей страны, не говоря уже о целой планете. Надеемся, что в следующих выездах на дальняк увидим в наших рядах больше соклубников!
Всем удачи и до новых путешествий в формате Перепутья 4х4!!