Туризм — очень широкое понятие, включающее в себя множество способов проведения времени. Общее в них лишь желание периодически сменять привычную обстановку и привычные места. Являясь сообществом именно автотуризма, в этой заметке мы поговорим о выборе автомобиля для путешествий, разной степени сложности и продолжительности.
Стоит сразу оговориться, что выбор автомобиля в большей степени зависит от двух основных факторов: имеющегося бюджета и личных предпочтений будущего владельца. Ведь, согласитесь, бесполезно выбирать среди автомобилей тот, на который не хватит денег, причем не только на покупку, но и на содержание. А вот после определения границ выбора по стоимости, дальше покупатель выбирает по принципу нравится/не нравится. Автомобилю, который нравится внешне, по харизме или каким-то ключевым эксплуатационным характеристикам, владелец готов простить многие минусы. Как говорится, о вкусах не спорят, и мы попробуем разобрать какие именно характеристики, кроме внешности, важны для автотуриста.
Итак, начнем с простого: для чего вообще отправляться в автомобиле в путешествие, если имеются другие способы переместиться в пространстве? Чем плоха поездка на поезде, самолете или рейсовом автобусе? Как правило, автомобиль предпочитают указанным видам транспорта из-за удобства. Да-да, необходимость ехать самому за рулем и напрягать свои моральные и физические силы, терпеть других участников движения и общение с сотрудниками дорожной полиции, обычно полностью окупается благодаря:
а) Микроклимату участников поездки — вы решаете кого с собой взять, и избегаете контакта в пути с лишними людьми. Также вы сами решаете, к примеру, какую музыку слушать и о чем говорить.
б) Гибкости маршрута — ни один массовый вид транспорта не может в полной мере удовлетворить избирательного туриста. Передвигаясь на личном автомобиле, вы можете комбинировать разные точки интереса в произвольном порядке, самостоятельно распределяя очередность их посещения и время которое вы хотите там провести.
в) Усиленному восприятию пространства и времени — само перемещение в пространстве становится одной из целей поездки. Самолет, к примеру, лишь утилитарно, быстро перемещает вас из одной точки в другую, что оправдано при отсутствии свободного времени на преодоление больших или огромных расстояний. Но как сравнить объем полученных впечатлений от увиденного за 1 000 или 2 000 км за рулем, с чтением журналов в полете или просмотром кинофильмов?
г) Свободе в выборе вещей, необходимых в поездке — багажник автомобиля может принять в себя совершенное разное содержимое и разного объёма, в зависимости от типа автомобиля. Но об этом мы скажем подробнее чуть ниже.
Учитывая все вышесказанное, можем вполне логично заключить, что для путешествия , скажем, по городам Золотого Кольца, с ночевками в гостиницах, отлично подойдет автомобиль с кузовом седан или хетчбек. Такие автомобили дают нам комфорт передвижения по трассам, багажник позволяющий захватить некоторый запас провизии, сменную одежду и фотоаппаратуру для запечатления интересностей. В принципе, как показывает практика, на седанах и хетчбеках разных производителей, многие автолюбители перемещаются не только в пределах асфальтовых дорог. По накатанным грунтовкам летом, в сухую погоду, можно доехать до красивых и интересных объектов, рукотворных или природных. Так же можно разместиться на опушке леса или на берегу водоема для ночевки. Но есть некоторые проблемы, с которыми можно столкнуться во время поездки на указанных автомобилях: 1) Дождь. После него автомобиль с приводом на одну ось испытывает значительные трудности при прохождении подмокших грунтовок, особенной на спусках и подъемах. 2) Рельеф. Проезд на автомобиле с небольшим дорожным просветом через небольшие неровности возможен, но кочки, ямки побольше могут преградить путь к заветной точке. 3) Присутствие других людей. Наезженные ровные дороги ведут, как правило, в людные места. Для кого-то наличие лагеря других туристов в 10 метрах от своего не критично, но не всем такое соседство будет комфортно.
Мы не упомянули про автомобили с кузовом универсал. К ним применимо все тоже, что написано про седаны и хетчбеки. Но отличительной чертой универсалов, конечно же, является объем их багажника. Мало того, что в большую открывающуюся дверь проще грузить вещи, сам перечень возможного к перевозке заметно увеличивается. Велосипеды, доски для сноуборда, или серфинга; кемпинговое снаряжение — все зависит от того куда вы собрались и чем там будете заниматься. Выбор досуга в поездке заметно увеличивается благодаря большему объему багажника.
И вот тут на сцену выходят, модные ныне, автомобили — кроссоверы. Кроссовер, это как правило, автомобиль с кузовом универсал (хотя бывают и хетчбеки с небольшим багажником), увеличенным дорожным просветом, и опционально, с приводом на все четыре колеса.
Полный привод сразу расширяет выбор дорог для передвижения, и соответственно делает богаче палитру точек для посещения. Владельцы кроссоверов уже менее зависимы от погоды. Увеличенный просвет также идет на пользу. Бонусом к этому, автопроизводители, бывает, добавляют усиленную подвеску, позволяющую мнить себя участником мирового ралли и мчать по грунтовкам «на все деньги»! Казалось бы, чего еще желать автотуристу? Но, как говорится, чем больше имеешь, тем больше хочется. Не все владельцы кроссоверов удерживают себя в рамках приличия, некоторым хочется ехать еще дальше от городов, хороших дорог и людей. И рано или поздно выясняется, что бампера большинства паркетников висят низковато, и готовы легко покинуть кузов при проезде вроде безобидных канав. Причем с собой бампер может забрать и другие детали, подготавливая авто к дорогому ремонту. А полный привод, подключаемый через муфту (пакет фрикционов, блокируемый чаще всего электромеханически или гидравлически), имеет склонность к перегреву, если колея в лесу достаточно продолжительна, или подъем скользкий и затяжной. Ну или если вы съехали поближе к воде по, вроде, плотному песку. А после перегрева, умный процессор автомобиля услужливо начнет охлаждать узел, отключая его. И вроде просвета хватает, но машина не едет, оставшись с приводом на одну ось. В определенных условиях и с головой на плечах, кроссоверы позволяют заезжать далеко и даже возвращаться оттуда.
Но все таки это автомобиль межклассовый — уже не легковушка, но еще не…следующий тип о котором пойдет речь далее.
Наконец мы подходим к вершине эволюции автомобилей для различных странствий — к так называемым чистокровным внедорожникам. Их основными признаками, как правило, является: наличие рамы, на которую крепится кузов, мотор, трансмиссия и подвеска; наличие раздаточной коробки с понижающей передачей; высокая «поясная линия» — у внедорожников клиренс солидный не только под нижними точками авто, но и под порогами и под бамперами. Все эти решения дают большую прочность автомобилю в условиях очень плохих дорог или бездорожья, а также лучшую геометрическую проходимость. Даже в заводском исполнении такие автомобили дают фору любым паркетникам. Честные раздаточные коробки с шестеренчатым или цепным приводом не оставят вас с приводом на одну ось. Мощные рамы, обычно лестничного типа, принимают все нагрузки по скручиванию автомобиля на неровностях. А если внедорожник еще и подготовить для бездорожья, построить его под себя, то его возможностей хватит в большинстве ситуаций. Жаль, что теперь подготовка должна быть согласована с не очень понятным законодательством, но об этом в другой раз.
Внедорожники проходимы, вместительны, а кроме того, в силу увеличенных размеров кузова, удобны для людей с высоким ростом и крупными габаритами.
Само понятие «дорога», сильно расширяется для водителя внедорожника
На сегодняшний день выбор внедорожников очень большой и разнообразный, как по маркам производителей, так и подклассам. Вы можете решать, какой тип полного привода нужен вам, какой кузов предпочтительнее. Ведь кроме традиционных универсалов, бывают и пикапы. Передняя подвеска бывает как независимой, так и зависимой, с неразрезным мостом. Первая предпочтительна для дальних пробегов по дорогам, легкого и среднего бездорожья. Если же бездорожье планируется тяжелое, лучше выбрать авто на полностью зависимой подвеске. Да, при поездке на дальнее расстояние она проигрывает в удобстве управления и комфорте, зато выигрывает в кондовости и прочности.
Минусов у внедорожников тоже хватает. В первую очередь, они не так выгодны как легковушки и кроссоверы, в денежном плане. Купить внедорожник, обслуживать его и заправлять топливом гораздо затратнее, чем другие машины. Худшая управляемость, худшая динамика, большая парусность и другие прелести тяжелой и высокой машины тоже не добавляют оптимизма, на первый взгляд. Впрочем, за удовольствие всегда нужно платить. И если путешествия, сочетающие в себе передвижения по городам, дорогам с покрытием и вовсе без оного, для вас удовольствие, то, как нам кажется, ваш выбор будет очевиден!
Желаем вам четко взвесить именно ваши потребности и подобрать под них автомобиль!
Свои вопросы и мысли по теме пишите в комментариях.
Дизельный гранд чероки наше все,. Большой, экономичный, умеет и бегать и лазить, кожа- рожа, все дела
Да, как вариант вполне подходит. Пока выбор автомобилей есть, как новых, так и подержанных. Что дальше будет мы узнаем.