Калмыкия 2022.

В середине весны, которая в этом году в Подмосковье не особо спешила наступать , мы смогли наконец по плану стартовать на юг, чтобы побывать в республике Калмыкия. Наконец — потому, что хотели поехать еще в 2020-ом году, но тогда ковидные ограничения заставили отказаться от планов. И само собой, лучшее время для посещения степной республики — весна! Степь наливается силами и похожа на зеленый океан, при этом очень хотелось застать и цветение тюльпанов.

Разумно решив посмотреть и другие интересные места по пути в Калмыкию, едем через Волгоград. Встречу сразу назначаем там, чтобы каждый экипаж смог доехать в своем комфортном режиме.

День первый.

Большинство участников нашей туристической поездки приехали в Волгоград на день раньше, и частично познакомились с городом самостоятельно. По хорошему, на город-герой нужно дня два, чтобы посмотреть кучу интересных мест. Но у нас ограничение по времени, поэтому тратим его на самые-самые знаменитые достопримечательности.

Все вместе собираемся на парковке у Мамаева Кургана, радуясь теплу: в Москве было градусов 7-10, но здесь уже 17-22.

Собравшись нашей маленькой толпой, начинаем восхождение к вершине Кургана. Наверху мы проводим небольшую экскурсию, успеваем посмотреть на смену почетного караула у Вечного огня и, конечно, фотографируемся на память.

Ходили мы не спеша, поэтому на Кургане провели часа полтора. Место впечатляет, и пропитано особой атмосферой….

Спустившись, мы пересаживаемся на скоростной трамвай — вид городского транспорта, сам по себе ставший достопримечательностью. Все дело в том, что обычные с виду составы, неожиданно ныряют под землю, мастерски маскируясь под метро)

Проехав несколько станций и вкусив экзотику метротрама, идем гулять в еще одном знаковом месте города: рядом с домом Павлова и мельницей Гергардта. Оба сооружения были опорными точками обороны наших войск на этом берегу Волги во время Великой отечественной войны. Множество случаев героизма и самопожертвования навсегда вписаны в историю города…Именно поэтому город хранит множество мемориалов в разных точках.

Отходя от тяжелых мыслей прошлого, наслаждаемся прогулкой по городу, который в сжатые сроки поднимали из руин всей страной. Обедаем в кафешке, еще немного гуляем, и снова на трамвае едем к парковке, чтобы забрать автомобили. Вот так мимолетно прошли часы в большом городе на Волге. Первый день у нас разминочный, поэтому выехав из Волгограда, делаем небольшой перегон, километров в 120, в строну Астрахани и едем на берег Ахтубы для обустройства лагеря на ночевку. Встаем засветло и одеваемся теплее — вечер все таки пока еще не блещет летней температурой.

После заката мы не только ели, и гоняли чаи, но и замечательно общались, в том числе играя в веселые игры командами! Очень приятно, что в поездку собралась часть костяка клуба, поэтому в лагере царила, без всяких оговорок, дружеская атмосфера! Спать ложимся около полуночи, ведь утром нас ждал относительно ранний подъем и новый интересный день!

День второй.

Хорошо выспавшись на природе, встаем достаточно рано, завтракаем. Поскольку у нас не военная экспедиция, участники сворачивали лагерь с разной скоростью. Это совершенно не проблема, поскольку быстро упаковавшиеся, смогли поиграть в вышибалы и размяться перед днем, в течении которого нам предстояло много сидеть в машинах.

Погода становится солнечной и ясной, и мы выезжаем по косогорам на трассу и едем до заправки, ведь сегодня много предстоит проехать и вне асфальта. Во многих машинах канистры с топливом в запасе, но полные баки это обязательное условие. Вокруг дороги, идущей строгой прямой без поворотов за горизонт, раскинулись настоящие, без всяких скидок, степи. Покидаем населенный пункт и едем недалеко от озера Баскунчак. Впереди нас ждет кордон заповедника, где мы отмечаемся для посещения горы Большое Богдо.

Да, геологически, это настоящая гора, а не холм — единственная в своем роде, на многие километры вокруг. К тому же, она почитается священной среди Калмыков, так что ее посещение нами совсем не случайно. Поставив машины на парковке у подножия, начинаем восхождение на гору. Благо тропа ведущая на смотровую площадку, хорошо оборудована. Чем ближе к вершине, тем красивее виды на саму на гору, степь и конечно озеро Баскунчак. На смотровой площадке нас ждал ветер огромной силы, пытавшийся похитить вещи и людей небольшого веса).

Посадка в машины после прогулки затянулась по причине фотосессий с тюльпанами. Да-да, подножие горы было обильно усеяно этими красивыми дикими цветами! Все участники шутили, что мол и хорошо: если в Калмыкии не застанем цветение, то хотя бы здесь полюбовались)

Выехав из заповедника, мы погружаемся в степь…Здесь царит бесконечный ветер, приятный на фоне легкой жары (по крайней мере нам так казалось после приезда с севера). А еще нас пьянил запах  душистой степной полыни, виды переливающейся зелени и пение огромного числа птиц! Остановившись посредине ничего, мы пообедали и насладились всем, что было вокруг нас.

А далее мы промчались несколько десятков километров по степям, ощущая свободу и простор всеми фибрами души! Да, конечно иногда попадались кошары и стада коров или овец, пасущиеся вокруг, но в целом места тут пустынные. На части пути мы ехали вдоль железной дороги, видели зайцев, крупных хищных птиц, а вот людей не видели несколько часов. Как шутили в радиоэфире наши соклубники, в этих местах лучше не оказаться на одной машине с проколотым колесом и без запаски. Конечно, в нашей огромной стране есть места и с еще большим просторами, где нет ни души. Но даже наше небольшое погружение в степи воспринималось потрясающим и кружащим голову!)

Выезжаем на асфальтовую дорогу для перегона, более привычного и менее эмоционального. Про себя отмечаем большие расстояние между населенными пунктами на трассе, и низкий трафик в сторону Астрахани. Соблюдая ПДД, стараемся успеть на следующую точку до заката. Во первых, потому что надо успеть купить билеты в кассе, а во вторых, полюбоваться видами с холма на округу. И знаете, у нас получилось! Мы заняли значительную часть парковки возле бутафорного города Сарай-Бату. Настоящий древний город времен Золотой орды стоял в другом месте, но для нас это не столь важно. Построенный как декорация для фильма, этот город весьма колоритно выглядит и располагает к прогулке внутри стен. Мысленно, здесь легко можно перенестись в средневековье!

Виды с крутого и обрывистого берега рядом тоже достойны внимания на закате!

Ну и конечно, можно посмотреть мини-зверинец:

А также поздороваться со строгими стражами древнего города

С последними лучами солнца покидаем интересное место и держим путь снова на юг.

Нас ждет особо ничем не примечательный перегон до Астрахани, больше половины которого приходится на темноту. Разъезжаемся по гостиницам для ночевки, и прощаемся до завтрашнего дня.

День третий.

Утро в Астрахани было жарким, но не душным благодаря свежему ветерку. Еще раз мы убедились в относительности восприятия погоды: пока местные кутались в куртки и ветровки, мы разделись до футболок! Вот такая весна в апреле нам понравилась) В городе мы проездом, и провели мало времени, но решили побывать в его сердце — Кремле. Как и во многих других местах, в Астрахани уже нет разрухи, что не может не радовать, поэтому прогулка внутри старой крепости принесла эстетическое удовольствие.

Учитывая, что впереди нас ждали перегоны, после Кремля мы решили пройтись пешком на набережную Волги. Подышав вдоволь речной свежестью и хорошенько размявшись, возвращаемся в машины, взяв с собой пятиминутный запас вкусного местного мороженого)

Выезжаем из Астрахани, пересекая Волгу по мосту, второй раз за наше путешествие. Далее нас ждет трассовый перегон по преимущественно прямым, как стрела, дорогам. Пока не покинули Астраханскую область, любовались огромным количеством озер с обеих сторон дороги. Частенько в них виднелись стаи лебедей и других водоплавающих птиц.

И вот наконец, долгожданная стелла и дорожный знак! Мы въезжаем в Калмыкию!

Степь в обе стороны от дороги, ровная, почти как стол. Холмы конечно встречаются, но не высокие и с пологими склонами. Поэтому видно все на десятки километров вокруг! Иногда недалеко от дороги видны барханы и песочные дюны. Чтобы лучше понять мини пустыни Калмыкии, сворачиваем с трассы и едем в огромную песочницу! В поперечнике она километра три или четыре, что вполне хватает для ощущения себя в Африке или средней Азии. Пока делаем фото и готовим обед, все, что попадает на ветер, покрывается песком. Даже разговаривать и восхищаться красотой барханов лучше спиной к ветру, чтобы не наесться песка)

После песков, снова выезжаем на трассу и заправляемся. По асфальту нам ехать не так много сегодня, но зато без него предстояло прокатиться немало, поэтому лучше иметь полные баки…

Немного попав под дождик, съезжаем в строну от грозового фронта в степь. И если первые километры по грейдеру были в тягость, из-за приличной зубодробилки, то затем несколько десятков километров степных дорог только радовали! После зимы дороги просохли и большей частью были ровные. Ехать по ним получалось со скоростью от 40 до 80 километров в час. Трудно выразить словами восторг от видов вокруг. Лучше всего хотя бы раз лично побывать в подобных местах!

Людей практически нет, их присутствие можно определить только по стадам скота, которые периодически нам попадаются.

Несмотря на ясную погоду, к закату стало достаточно холодно — всего градусов 8-10 . Приехав на берег степного озера, разбиваем лагерь на ночевку. Из-за ветра на озере прибой, почти как на море. Тем не менее, кусты и небольшой холм прикрыли нас от сквозняка хотя бы немного.

Палатки ставим за машинами. Между некоторыми натягиваем тенты, чтобы создать зоны без ветра и тем самым облегчить приготовление ужина.

Несмотря на холод и ветер, вечер получается теплый в плане душевности. Покой и  простор полностью нас поглотили! А когда ушли облака над нами, стали видны звезды от горизонта и до горизонта. Это дорогого стоит! Задушевные беседы, были как всегда, до полуночи или немного дольше. Даже попели песен а-капелла)

Спать под звуки завывания ветра в редком кустарнике на берегу, а также под хлопающие звуки тентов и палаток, было непривычно. Тем не менее, выспались все отлично! А утром нас нашел пастух, едущий искать свое стадо на мотоцикле. Первый его вопрос был такой: «Как же вы попали в такую глушь?» Что же, лучше комплимента от местного и не придумать! Отсутствие людей, и мусора, не может не нравится. Отчасти ради этого мы постоянно и уезжаем с проторенных троп.

День четвертый.

Утро нового дня выдалось безоблачным, хотя при этом было все еще достаточно прохладно, и куртки снимать мы не торопились. Но все равно, завтракать и собираться было очень приятно.

Промахнушись с поворотом, на берег водохранилища попасть не смогли, только проехали по дороге вдоль него. Зато на придорожной площадке мы сделали общее фото. Приятно было и от того, что сильно потеплело, а также от сигналов дальнобойщиков, проезжавших мимо)

Прежде чем поехать в столицу степной республики, заезжаем на еще одну локацию. Результатом эрозии почвы на склоне холма стала арка. Или проем, похожий на сердце) Достопримечательность эта временная и рано или поздно, обвалится. Тем приятнее было застать ее! Тем более снова порадовало то, что из туристов были только мы, а вместо мусора под ногами были цветущие ирисы и немного тюльпанов.

Теперь можно можно ехать в Элисту. Правда, один из автомобилей отказался заводиться… Забегая вперед скажем, что поломка в итоге была побеждена, но хотелось бы снова выразить благодарность Андрею и Инге на Дефендере, которые помогли с буксировкой и решением проблемы!

Все машины, кроме двух, паркуются в центре Элисты, чтобы прогуляться пешком. Это удивительно, но немногие из соотечественников знают, что в европейской части России, наряду с христианством и исламом, исповедуют буддизм. Да-да, основная религия калмыков — буддизм. И поэтому в целом построенный по советским канонам город Элиста, имеет свою харизму и колоритность. Согласитесь, обычно все думают, что за таким колоритом надо ехать минимум за Урал.

Помимо одного из самых больших буддийских храмов Европы, в Элисте много других точек интереса.

Так получилось, что город мы централизованно не смотрели — было два захода разными группами, и еще свободное время на индивидуальное знакомство. Очень приятно было ощутить отношение местных к нам, туристам. Терпеливо, и ласково, нам, словно малым детям поясняли правила поведения в местах, священных для буддистов. Охранники, уборщицы и простые граждане были весьма вежливы. Вот бы представителям других конфессий перенять эту манеру и отучиться осуждающе шикать на тех, кто чего то еще не знает…

Будучи в сердце республики, грешно было бы не попробовать местной кухни. Поэтому на обед мы вместе идем в место с хорошей репутацией. К нашему удовольствию, репутация подтвердилась: было вкусно, очень сытно и относительно недорого. Блюда калмыцкой кухни напрямую связаны с образом жизни кочевников и пастухов, а потому включают как простые к восприятию мясные супы и варианты пельменей, так и блюда из потрошков.

Каждый заказал себе то, что мог скушать, и похоже, голодным никто не ушел. А некоторые блюда пришлось еще забирать с собой. В целом, можем смело рекомендовать ресторан «Калмыцкая кухня №1» что на ул. Сухэ-Батора, 9.

После обеда мы еще погуляли по городу, посетив под конец дня Чесс Сити, своеобразную олимпийскую деревню, построенную здесь. Да, в свое время Элиста принимала международные соревнования по шахматам, а президент Калмыкии был и президентом международной шахматной федерации. Однако сейчас уголок города, посвященный шахматам, находится не в лучшей форме. Дворец шахмат закрыт то ли на ремонт, то ли на распродажу. Коммерция пытается как то выживать здесь, но не шибко успешно. Зато тут полно скульптур в виде шахматных фигур.

После знакомства с городом, разъезжаемся по гостиницам. Надо выспаться и набраться сил для еще одного замечательного дня в замечательном краю!

День пятый.

Отдохнувшие в гостиницах Элисты, мы начинаем новый день путешествия, являющийся заключительным в официальной программе. Сбор участников у хурула.

Выезжаем из города снова на просторы степей! Нас ждет перегон до двух расположенных рядом интересностей. Забавно было по дороге наблюдать, как туристы останавливают машины и фотографируются на тюльпановых полянках, метров 50 в поперечнике. Мы то знали, что нас таким не удивить и хочется увидеть настоящие поля этих весенних цветов)

Хотя что кривить душой… наша группа тоже сдалась очарованию небольшого скопления тюльпанов) Осмотрев заброшенную электростанцию станцию с огромными ветряками, многие начали фото сессии)

Еле оторвав соклубников от красных цветочков, едем дальше, к одинокому дереву. Тополь этот, по приданию, посажен монахом, возвратившимся из паломничества. Семена он принес в посохе чуть ли не самого Тянь-Шаня. И вот уже больше ста лет, дерево священно для буддистов и является местом силы. Справедливости ради, за наше путешествие мы уже встречали одинокие деревья в степи, но без всякой особенной истории. Другими словами явление это редкое, но не прямо уникальное. Тем не менее, стоящий на крутом склоне холма здоровенный тополь, окруженный ступами и пагодами, действительно впечатляет! Как и виды с холма на округу!

Выезжаем на трассу, радуясь тому, что погода пока к нам благоволит, и переменная облачность с одной стороны не дает нам зажариться на солнце, но и бережет от дождя.

А вот дальше начинаем охоту на тюльпановые поля. Для этого мы едем на берега озера Маныч-Гудило. Охота эта не простая, так как именно поля, а не полянки, сохранились тут уже не повсеместно(. Ориентируясь на информацию из сети и от местных, мы полны решимости доехать до заветной цели, которая была особенно важна для прекрасной половины нашей компании!

Проехав под 100 километров степными дорогами без асфальта к заветному месту, мы выезжаем на берег одного из заливов озера. Оно настолько большое, что вполне может сойти за местное море! И запах, и прибой, все напоминает как минимум Азовское море.

Тут очень красиво, но найденные тюльпаны единичны… Обедаем, уже почти не обращая внимания на ставший привычным ветродуй. Обидно, что покинем края не воплотив одно желание. Но тут нам попался местный пастух, который сказал, что тюльпаны отцвели, но еще немножко осталось. Сказал мол еще несколько километров и вот там они. Мы восприняли его слова иронично, подумав, что уже видели все три сохранившиеся тюльпана. Однако, планируя ехать к шоссе в ростовской области, мы проехали через ферму, где снова нам попался пастух. Оказывается, он видел что мы не поехали в указанном им направлении, и категорически был этим недоволен! Мол тут рядом, а вы не хотите глянуть. Удивившись настойчивости, едем по наводке пастуха. Как же мы были рады, когда поднявшись на нужный холм, мы увидели тюльпанное поле, простиравшееся километра на два, а может больше! Зеленые просторы словно горели от красного огня, стелющегося поверх травы. И это местные называют чуть осталось…Интересно, как это выглядело неделю назад?)))

Помимо красных тюльпанов, были и желтые. Также встречались и ирисы. Снова напомним, что поля в Калмыкии нельзя сравнивать с полями тюльпанов в Голландии, где их выращивают искусственно. Там плотность цветов гораздо выше. Но то, что мы увидели, нам очень и очень понравилось, и запомнилось! Остановка на фотографирование заняла минут 40, не меньше!!!

Полные отличных эмоций, мы покидаем эти поля. Нас ждет доездинг по грунтовкам до шоссе. И мы стараемся насладиться максимально просторами, что окружают нас! Стараемся впитать весь колорит этого красивого края, этого уголка нашей большой родины! Не упускаем ничего и любуемся всем, что замечаем. И степь, словно прощаясь, дарит нам на пути поле, с отдыхающей на нем стаей журавлей! А еще мы проезжаем десятки красивых соленых озер среди полей изумрудной травы! Видим также и жизнь без прикрас — находим и задранных хищниками овец, и самих мумифицированных хищников….

К концу дня тучи сгущаются, и мы гадаем, успеем ли попасть на асфальт ростовской области до темноты, или будем рубиться по раскисшим дорогам в ночи?)

Но, дождь так и не пошел…

Мчим по шоссе на север. На одной из развилок, четыре экипажа прощаются с нами, ведь официальная часть поездки уже закончена. Мы посмотрели все, что хотели, и немного больше, сохранив теплые воспоминания о весне 2022 года в Калмыкии. Однако, оставшиеся едут на доп. ночевку. В ростовской области поля разделены лесопосадками, в одной из которых мы и встаем лагерем на ночь.  Если честно, становится немного грустно, от того, что прекрасная неделя путешествия подходит к концу. Тем не менее, душевно общаемся и гоняем чаи после ужина, а затем ложимся на боковую.

День шестой. Бонус.

Утром просыпаемся в молочном густом тумане, невольно представляя себе близость баскервильских болот.

Тюльпаны нагнали нас и тут, но в виде отдельных цветов)

Еще часть экипажей стартует в сторону дома, чтобы доехать туда в своем режиме. Тепло прощаемся, надеясь на встречи снова. Небольшая же группа едет на бонусную точку. Описывать дорогу особо смысла не имеет, хотя одно только Цимлянское водохранилище, увиденное за окном и мельком, весьма впечатлило!

Нас же ждал монастырь на берегу Дона, примечательный не только красивыми видами на холмы и реку, но уникальным, по архитектуре, храмом. Да, ему совсем мало лет и построен он  в наше с вами новое время, но точно достоин посещения, тем более можно сказать, что все равно ехали мимо.

После посещения монастыря, спускаемся на берег Дона для перекуса. И тут к нам пришел попрошайничать пес, в крови которого явно присутствуют гены шакала или койота)

Ну что же, здесь и была поставлена точка в нашем весеннем путешествии. И хотя с частью участников мы в итоге простились только перед ночевкой в Борисоглебске, по сути, туристическая часть поездки была окончена.

Надеемся все участники остались довольны и запомнят славное время этой весны!

Ждем всех снова в путешествиях клуба  Перепутье 4х4!