Кавказ 2023.

Было время, когда о таких поездках мы и не мечтали. Если и говорили про Кавказ, то обязательно в связке с «может быть», «когда-нибудь». Потом желание ехать дальше и выше толкало на разные вылазки по Кавказу, но как то все с краешку. И вот уже твердые планы заняли все мысли: надо собираться в поездку, откладывать некуда.

А сейчас, когда рождаются эти строки, даже немного и не верится в то, как насыщенно мы провели несколько дней в горах Кавказа этим летом, и сколько всего успели посетить и посмотреть!  А теперь, постараемся изложить все хронологически!

День -1 и день 0.

История нашей страны на наших глазах делает очередной виток. Но не будем вдаваться во все детали и подробности, которые известны из новостей и телеграмм каналов. Скажем короче: в день старта большинства участников из дома на юг, из всех «утюгов» шла не очень понятная информация о вооруженных людях в Ростове,  собирающихся ехать «немного» севернее. Ясно было одно: ехать надо уже не по М4, а через Тамбов и Волгоград. Да это дольше, но таило в себе меньше неприятностей, как минимум в виде пробок, не говоря о других вариантах. Трасса «Каспий» и так не сказать чтобы скоростная, но тут ее переполнили отпускники, идущие в обе стороны. Так или иначе, к концу первого дня, участники поездки были в Волгограде, и сравнительно недалеко от него.

На следующий день, нам предстоял перегон до Невинномысска, куда из Лабинска мы перенесли в итоге сбор колонны. Надо отметить, что внезапная смена маршрута имела и положительный момент: навигатор из Михайловки повел нас через Серафимович и Сальск, дав возможность прокатиться по множеству дорог с околонулевым трафиком, отсутствием ДПС и фур. Просторы полей со всех сторон были настолько огромны, что мы словно растворялись в них при движении!

Но около Ставрополя, сказка закончилась, и нам пришлось снова делить дорогу с другими участниками, и с непривычки, теряться в пробках при езде с холма на холм.

День первый.

Так уж вышло, что основная часть одноклубников встретилась в Невинномысске, но еще нескольких мы должны были ловить в Зеленчукской. Вальяжно лежащие в реке под мостом коровы, которых мы увидели с заправки, однозначно намекали на то, в  чей край мы приехали) И действительно, коров мы видели потом огромное количество!

Поев мороженого, и заправив автомобили, стартуем в горы! Дорога радует хорошим асфальтом и очень быстро мы приезжаем на первую точку. После пары дней в дороге, походить пешком кажется хорошей затеей. Но забравшись по лестницам достаточно высоко по склону, понимаем, что форма у нас пока у всех не очень))

На скале мы увидели знаменитый лик Христа.

О происхождении данного изображения спорят как любители, так и настоящие ученые. Мы же просто отмечаем для себя, что место для творчества выбрано необычно и одно это стоит посещения.

В сувенирных рядах рядом желающие покупают перекус и разные вещицы на память. Проехав совсем немного, попадаем на территорию заповедника, где расположены остатки древнего городища, а также один из старейших православных храмов нашей страны. Вот ради него то мы и заехали!

Снова выезжаем на отличную дорогу, ведущую в Архыз. Но конечно, нас манит не сам курорт, а долина в его окрестностях. Асфальт сменяет хорошая грунтновка, по которой мы попадаем на поляну, уставленную разными УАЗами  и квадроциклами от мала до велика! Далее дорога не сказать, что сильно портится, но на ней куча подъемов, промоин и камней. Для понимания: с нами своими силами ехал стандартный кроссовер, поэтому экстремальным путь нельзя никак назвать.  При всем при этом, 6 или семь километров на дались за 2,5 часа. По мере приближения к точке, виды становились все более потрясающие!

На финише мы оказались в ложбине, с трех сторон окруженной горами. Оставляем машины и начинаем прогулку пешком к каскаду водопадов. Лето и цветы здесь уживаются рядом со снегом.

До водопадов мы чуть-чуть не дошли, поскольку надо было идти обратно ставить лагерь, но, в любом случае, издали насладились их красотой, шумом и вкусом чистейшей воды в ручьях!

Спустившись к машинам, находим место для ночевки между двух ручьев.

,

Пока взрослые ставят лагерь и готовят ужин, ребятня строит плотины в ручьях и общается с пришедшими лошадьми)

С темнотой моментально приходит прохлада с ледника, поэтому одеваемся очень тепло. Первая ночевка в горах в прекрасном месте порождает у всех один и тот же вопрос: а зачем нам ехать куда-то еще, ведь такое прекрасное место очень контрастирует с тем, что мы привыкли видеть в повседневной жизни. Чем можно перебить эти впечатления от роскошной красоты? С этими мыслями ложимся спать, догадываясь, что прекрасных мест мы посетим еще предостаточно. Ночью сияли зарницы, и где-то далеко громыхало. В отсутствии интернета мы не знали, что в предгориях прошли сильнейшие ливни, обошедшие нас стороной.

 

День второй.

Необычно, но очень приятно проснуться в горной долине. Завтрак вкуснее, а сборы лагеря проще: красота вокруг создает эмоциональный подъем! А вот реальный спуск вниз к дороге на Архыз занимает всего час! Это намного быстрее подъема. Хотя часть дороги при спуске пришлось ехать вверх)

Вдоль горной реки едем по отличному шоссе, ведущему на равнину. Но тут мы едем совсем немного, возвращаясь в предгорья. Удивительно, какой только формы можно встретить горы прямо в черте города Карачаевска. Одна, например, напомнила нам храм. Да и целом, ехать не скучно и интересно, ведь даже «обычная» дорога обрамлена холмами и горами.

Уезжаем с асфальта на гравийку, и начинаем подъем на  наш первый, в этой поездке, перевал. Сначала дорога только слегка идет вверх, но затем начинаем вкручиваться в серпантины. 2 150 метров вроде не так уж много, но мы слегка впадаем в эйфорию, поднимаясь наверх и обозревая окрестности с нескольких площадок.

На обед встаем уже после прохождения перевала. Облака идут низко, прямо над нашими головами и цепляют горы.

Пасмурная погода и ветерок так хорошо «освежают», что впору накинуть ветровки). Дальше мы едем в сторону от основной дороги, чтобы больше погрузиться в местную природу.

Местами облака преграждают дорогу, и едем не быстро. Иногда начинает накрапывать дождь.

На следующей точке смотрим скалу Арку, но уже под сильным ветром, который делал дождь очень колючим. Поэтому после нескольких кадров прыгаем в машины.

Вокруг только горы, пасущиеся стада и совсем редко видим пастухов на лошадях или машинах.

В тумане и в мороси, приезжаем на поляну, где глыбы, отколовшиеся от скал, обросли зеленью, совсем как в юго-восточной Азии. Только размер скромнее.)

Несмотря на дождливую погоду, решаемся подняться на плато над нами, через Волчьи ворота (местное название). Дорога тут проходит как бы сбоку по стене. Вроде машины идут с запасом, но левее полки по которой едем — обрыв. И из-за облаков не видно, какая тут высота…

Сами ворота мы проходим,

и чуть выше выходим на равнину, на высоте двух километров. Но очень долго мы едем как ежики в тумане) Дорога тут то лучше, то хуже. Но в целом идем неплохо.

Правда, накатавшись по холмам, то вверх, то вниз, то по ровным участкам и доехав до нужной отворотки, отказываемся от первоначального плана — дождь здесь был видимо очень сильный и дорога очень сильно раскисла. Устраивать горное трофи совсем не хотелось, поэтому едем дальше, ища выход к селу. И вроде вот оно видно, но ехали до него мы еще час-полтора. В один момент нам попалась пара жеребят.

А рядом с дорогой виднелись красивые небольшие каньоны

Дождь вроде сошел на нет, но перед нами он постарался на славу — там где достаточно хорошая  и крепкая дорога шла под уклон в сторону с. Учкекен, намыло промоин глубиной в полколеса. Так что скорость пришлось сбавить и маневрировать.

Большая часть машин сразу поехала отмываться от горного чернозема (да, на плато земля была именно черной!), а потом по одному уже все разъехались по гостиницам в Кисловодске. И тут и там дорога была покрыта камнями, которые принесли с собой ливневые потоки. Но нам снова повезло, так как наши планы осадки пока не нарушили.

 

День третий.

Утром в Кисловодске нас встретила солнечная погода. Собравшись все вместе в центре города, стартуем на Юг, ведь сегодня нам предстоит посетить две грандиозные видовые локации.

Относительно недалеко от города, сворачиваем на проселок. Спускаем давление в колесах, изначально держав голове большой пробег по неровным грунтовым дорогам. Но как только уходим подальше от шоссе, заканчивается гравийка и начинаются полевые дороги, местами проходящие по аналогу чернозема. Причем, вчерашние дожди тут хорошо промочили.

Буксовать не буксуем, но траекторию надо выбирать осмотрительно. Постепенно поднимаемся все выше и выше, попадая в зону облачности. Температура также падает. К нашей радости, дорог разной степени сухости тут накатано много.

Правда в одном месте недальновидные пастухи и так занявшие достаточно места на нагорье, поставили ограждения двух пастбищ так близко, что дорога была особенно разбита и раскисла.

Мы конечно нащупали траекторию, по которой неплохо проехали, а не буксовали как ехавшие впереди нас туристы на двух машинах. Но все равно не понятно, почему не оставлено чуть больше места для маневра.

Часто в почве видно много камней, но это не панацея от застревания. Тем не менее, мы идем хорошим темпом и наконец приезжаем на край плато Бермамыт!

Да, впереди виден Эльбрус, но только частично из-за облаков. Мы пока не расстраиваемся и идем фотографировать красоту вокруг — виды тут неописуемой красоты!

Находимся на высоте около 2,5 км, и причем возвышаемся над округой метров на 200-300. Простор такой, что дух захватывает! Любые фотографии остаются лишь бледным отражением всей грандиозности панорамы! стоило проехать по неровной дороге километров 25-30 ради этой красоты!

Довольные, мы гуляем на плато, и также посещаем смотровую с мостиком над пропастью.  Теперь наша задача вернуться назад, и продолжить путь на восток.

Доехав снова до раскисших колей, спасаем из грязи RAV 4 с компанией девушек на борту. Затея в одну машину посетить Бермамыт у них не удалась. Сопровождаем их вниз до твердой дороги. Делаем привал на обед в живописном месте.

Немного проехав по асфальту, уходим на гравийку длинной километров 30. Классные места, где очень долго можно катиться, не встретив живой души!

Часам к 5 вечера попадаем сначала на асфальт, а потом и в поселок, где заправляем машины и докупаем продукты. Нас ждем подъем на плато Канжол (Кинжал). Набор высоты местами идет более ощутимо, чем ранее утром. Поэтому иногда то одна, то другая машина берет паузу, чтобы остудить трансмиссию. Городские привычки тут не работает, и на автоматах также надо приучаться работать рычагом)

Дорога гравийная, более ровная, чем ведущая на Бермамыт. И почти нет грунтовых участков, а следовательно грязи. Проехать можно на любом авто, только на легковых это будет долго  и не комфортно)

Секрет доступности плато в том, что дорогу тут в советское время, построили, скорее всего, военные. До сих пор стоят столбики в опасных местах, а также в тумане мы увидели лошадей, пасущихся среди руин РЛС.

После РЛС, имеется небольшой серпантин. Так нам показалось в тумане)

Еще немного, еще чуть-чуть и наша цель будет совсем рядом! Едем к месту ночевки уже в сумерках, при этом все усугубляет туман. Колонна растягивается прилично.

Доезжаем до кордона заповедника, оформляемся, и следуем на место для лагеря. Егеря были правы, говоря что с погодой повезет: уже пока мы ставили палатки и столы, обустраивались и готовили ужин, облачность стремительно таяла и мы увидели Эльбрус! И вы знаете, всю усталость дня как рукой сняло!

Хороших фото у нас не вышло, но спать в полночь мы ложились довольные и одухотворенные! А ведь мы еще не до конца понимали, что ждет нас утром…

 

День четвертый.

Утро следующего дня для всех началось в разное время — кто-то ловил рассвет в 3 утра, кто-то «провалялся» в кровати до 7 часов. Но в итоге, все были поражены открывшейся картиной! Вид с плато на Эльбрус был прекрасен! Простор, перспектива, глубина картинки перед глазами! Параллельно с завтраком, наши соклубники фотографировали чудесные пейзажи, рассматривали гору с двойной вершиной в бинокли и подзорную трубу, а некоторые даже рисовали! Эмоции били через край, это точно один из лучших видов в жизни!

Отсутствие облачности усилило впечатления многократно! Примечательно, что завтрак из оладушек, яичницы или консервов был в разы вкуснее в таком месте!

После сбора лагеря, едем на соседнюю часть плато, где стоит лавочка для фото и табличка с высотой (значение на ней «немного» завышено)))

По факту, к 9,30 начинают наползать облака и закрывают Эльбрус. Поэтому со спокойной душой начинаем спуск с плато. Дорога обратно при ярком солнце и температуре под 20 градусов, воспринимается совсем не так, как вчера. И снова даже водителям тяжело смотреть только на дорогу, поскольку не хочется пропустить ни части потрясающих видов!

Едем 50 километров по гравийке и наконец снова попадаем в большое село.  Тут же оживают телефоны и приходит множество сообщений. В том числе от МЧС, что ожидаются ливневые дожди. Хорошо, что мы едем далее на восток, значит дожди нам не страшны. Въезжаем в Баксанское ущелье, заправляем машины и едем на юг. Хорошая дорога и много опрятных сел с богатыми домами смотрятся контрастно с теми местами, где мы недавно были. Заезжаем на озеро Гижгит. Мы поленились и не потащили нашу колонну на смотровые площадки над озером. Но не думаем, чтобы это сильно изменило мнение: несмотря на расположение среди красивых уступов гор, озеро не завораживает…на наш взгляд, ему чего не хватает. И конечно, в жару было досадно, что не искупались. А все из-за мутного прошлого одного комбината рядом.

Перекусив на фоне бирюзовой воды, пересекаем низ ущелья и начинаем подъем на перевал Актопрак. Дорога тут хорошая гравийка, так что даже начавшийся дождь не мешает нам ехать спокойно и уверенно вверх. Места наверху красивые! Снова прилипаем к окнам

При начале спуска в Чегемское ущелье, на кроссовере Киа, сдается одно из колес. Прямо под проливным дождем, дружными действиями, опытные участники  помогают поставить жгут в дырку и вернуть машину в строй.

Дорога вдоль реки Чегем большей частью идет без асфальта, и селения тут явно поскромнее.

Местами проезжаем участки, где после недавних оползней, дорогу расчистили еще не до конца.

В селе, где снимался знаменитый фильм «Война» с Сергеем Бодровым, головной автомобиль таранит УАЗ местного юноши…Дверь под замену, теряем время на выяснение отношений, но к чести отца парня, конфликт улаживается мирно и по деловому.

Мы же едем дальше минуя погранзаставу: пропуска не требуется, но военные приглядывают за округой, ведь до Грузии здесь подать рукой.

Оставив села и людей позади, едем по дороге которая становится все уже, и каменистее. Часто она идет по полке обрыва. Высота вроде не большая, но едем очень аккуратно. Почти рядом с финальной точкой, встречам, по традиции, местных на приорах) У них свои представления о проходимости и уместности машин на дороге, которую может сильно изменить дождь)

Бросив машины, начинаем подъем к водопаду. Казалось о совсем рядом, но карабкаться вверх пришлось прилично. Но наслаждение мощными потоками воды стоило того! Машины внизу стали крошечные!) Да, вода тут прекрасная на вкус, и к тому же после подъема пришлось очень кстати утолить жажду.

Насытившись морально, грузимся в машины и начинаем спуск по ущелью в сторону Нальчика, где запланирована ночевка.

В сумерках на плохой дороге едем не очень быстро, и к Чегемским водопадам приезжаем в темноте. Если бы они не примыкали к дороге, то воспринимались бы лучше. А так, хоть мы и не застали толп туристов, сильного впечатления не получили. Куча торговых точек только отвлекает от красоты.

Качаем колеса и едем в город, кажущийся чем-то инородным после гор!

 

День пятый.

Утро в Нальчике было хмурое и потом и вовсе начал моросить дождь. Три машины из группы поехали искать сервисы: одна страдала от непонятных шумов, на второй открутилась опора раздатки, а третья поехала менять масло и умершую крестовину.

Назначаем точку сбора для отстающих, и совершаем перегон в Северную Осетию. Тут нас дважды тормознули сотрудники ДПС, но разговоры про возможный алкоголь достаточно легко перешли в обсуждение красот и местных пирогов)!

А вот далее мы столкнулись с аномалией: зрение и вестибулярный аппарат говорили нам, что мы идем на спуск по ущелью, но при этом навстречу нам, как бы вверх по склону, текла река Фиагдон. Как так обманулись все водители, мы не поняли)

Доехав до поселка, заказываем осетинские пироги на дровах у хозяйки, известной за свои творения далеко за пределами малой родины!

Пока наш заказ готовят, мы едем посмотреть недавно построенный монастырь и погулять по брошенному селу.

Монастырь по своему красив, хотя для туристов закрыт и пока еще не пропитан особой атмосферой.

По селу среди руин мы тоже прогулялись без особого восхищения: то ли дождик портил восприятие, то ли современные дома по соседству мешали погрузиться в атмосферу средневековой жизни.

Тем не менее, пару часов мы провели вполне занятно и приехали за готовым лакомством!

То ли правда дрова придают особый аромат, то ли рецепт особый, но пироги были и правда очень и очень вкусные! Всем, кто будет в Верхнем Фиагдоне, рекомендуем попробовать!

После вкусной трапезы, начинаем подъем на перевал, чтобы затем спуститься в соседнюю долину. Дорога под нашими колесами — очень приличная гравийка. Да, дожди намыли и тут промоин, и иногда ручьи сносят край дороги с горы, но к чести дорожников, с ремонтом тут не затягивают. В целом на Кавказе с дорогами порядок. И наверное хорошо, что асфальт еще не везде, но при этом можно ехать не по грязи и с приличной скоростью.

Тучи обволокли нас, и извергали то морось, то легкий дождь. И вот прямо на подъезде к следующей точке, осадки закончились и мы гуляли по территории необычного места, не кутаясь в дождевиках. А посмотреть в «Городе Мертвых» есть что! Самый известный и большой средневековый могильник, на территории которого расположены множество склепов. Помимо архитектуры, здесь можно задуматься о непривычном способе захоронения. Сейчас это место полу-музей, полу-зазник, полу-кладбище. Легенды мы рассказали, и чего греха таить, посмотрели на останки местных жителей, погребенных тут. Место произвело тяжелое впечатление, хотя нельзя отрицать, что такие необычные традиции в культуре наших соотечественников, вызывают интерес как социальное явление.

Напившись замечательного облепихового чая, стартуем снова вверх, на гору. Там снова попадаем в туман и облака, и снова едем сквозь дождь. И вот начинается спуск в Кармадонское ущелье, вошедшее в новейшую историю благодаря трагедии. Здесь погибли местные жители, и съемочная группа Сергея Бодрова. Осмотрев недостроенные дома и панораму ущелья под шквальным ветром и дождем в компании осликов, начинаем спуск с холма.

В кадр не попал инцидент, когда машину одного участника потащило по мокрому склону. Не доводя ситуацию до угрозы переворота, совместными усилиями выставили автомобиль под 90 градусов к ниже идущей дороге и помогли безопасно съехать. Спасибо всем, кто помогал несмотря на минибурю!

Чуть позже мы выезжаем на отличный асфальт и заезжаем к памятному камню. За ним заваленный селем туннель. Причем таких тут было несколько. А на дорогах следы свежих осыпей. Тревожное ущелье…

Учитывая капризы погоды, меняем маршрут и вместо ночевки в горах, едем во Владикавказ.

 

День шестой.

Утро следующего дня мы встретили, отлично выспавшись под крышей каменных домов!) Причем от непогоды не осталось и следа и за окнами было голубое небо и вставало яркое солнце! Едем по военно-грузинской дороге для встречи на заправке со всеми участниками. На въезде в Ингушетию, проходим паспортный контроль на блок посту. Удивительно, конечно, режим КТО снят много лет назад, а посты пока оставили. Настроения нам это не портит, и мы едем в край башен, известный на всю Россию!

Первое селение, Эрзи, восстановлено отлично, и даже может похвастаться освещением. Правда, подъем в гору тут приличный, и как сказали наши участники, любой желающий захватить селение, после подъема, был уже слабо мотивирован на войну).

Красота этого места и стройность башен потрясают!

К следующему селению отличная дорога вела нас через перевал Цей Лоам. С его верхней точки открываются отличные виды, в том числе на заснеженные вершины.

Как выяснилось позже, эта дорога входит вроде в десятку или двадцатку красивейших в России!

Следующее селение, Эгикал, более руинировано и пока не восстановлено, кроме одной башни. Она, по слухам, принадлежит роду Аушевых. И снова вокруг красивые горы!

В этом месте мы, к слову сказать, столкнулись с вереницей правительственного кортежа. Сотрудники заповедника, пропустившие нас на дорогу к следующей точке, сказали, что кортеж везет главу республики.

В Ингушетии количество родовых башен просто огромное! Фоографировать все не хватит терпения. Но сменив асфальт на гравийку и проехав очередную погранзаставу, мы едем вдоль реки в очень необычное и атмосферное место. Башенный комплекс Вовнушки, поражает своим расположением на утесах, где место лишь для гнезд орлов, но не для построек!

 

Пройдя контроль на очередном блок посту, мы начинаем спуск в равнинную часть Ингушетии. Села радуют своей аккуратностью и чистотой. Исламские мотивы в архитектуре тоже видны в каждом селе: помимо мечетей, обращают на себя внимание необычные крыши домов.

Выезжаем на большое шоссе и вливаемся в поток машин, уносящий нас в Чеченскую республику. На границе нас не останавливают, и с ветерком катим в сторону столицы. Везде плакаты с президентом страны и портреты семьи Кадыровых. Дороги хорошие, и снова очень чисто.

Грозный, конечно, поразил нас. Огромное количество частных домов с фруктовыми деревьями находится по соседству с люксовыми многоэтажками. На каждом крупном перекрестке стоят полицейские, но их присутствие создает скорее ощущение спокойствия, чем тревоги. Тем более нас ни разу не остановили.

Для прогулки выбираем центр: здесь мы осмотрели огромную мечеть «Сердце Чечни», посмотрели на город с крыши 40 этажного здания Грозного-Сити (аналог московского), и зашли в местный молл. Стройка города продолжается и планы самые амбициозные. И даже не верится, что здесь относительно недавно бушевала страшная и неоднозначная война…

К туристам тут привыкли и никто не  досаждает с нравоучениями, но, при условии, соблюдения приличия. Так что можно смело сюда ехать, не думая что тут неуютно приезжим, которые не исповедуют ислам.  Между прочим, даже местные девушки, часто одеты не совсем строго: не у всех покрыта голова, и платья не совсем традиционные. В тоже время, обвинить кого-то из них в легкомысленности, тоже не выйдет. В этом плане можно применить данное правило и на другие города нашей родины…

А еще, Чечня поразила количеством людей, интересующихся нами) К нам подходили и подъезжали в разных местах, чтобы узнать откуда мы и куда, и нужна ли какая-то помощь! Кроме того, пока мы боролись с заглючевшей сигналкой головной машины в центре Грозного, уже после наступления темноты, компанию нам составили два молодых чеченца. Помогали словом, и делом, и были посредниками в общении со спецом, приехавшим в итоге вскрыть упрямый автомобиль!

Ночевать мы поехали полные разных впечатлений от насыщенного дня!

 

День седьмой.

Выспавшись и позавтракав, встречаемся группой на окраине Грозного. На прощание фотографируем инсталляцию, символизирующую перерождение города.

К слову, многие люди от 30 и старше помнят войну и время после нее. И очень рады переменам в жизни.

Закупаем продукты, чтобы спокойно проехать запланированный на два дня маршрут. Правда, одну срезку с бродом пришлось отменить: из-за дождей все видимые нами по пути реки бурлили грязной водой, и делать большой крюк, с риском упереться в непреодолимую речку, мы не стали.

До начала предгорий, заезжаем в Шали, к мечети Гордость Мусульман. Строили ее архитекторы из средней Азии, что заметно в оформлении экстерьера. Данная мечеть кажется более нарядной, чем главная мечеть Грозного. А розовый сад вокруг дополнил палитру ярких впечатлений!

Помимо больших мечетей, наше внимание мимоходом привлекают сооружения поскромнее.

Наконец мы начинаем, пока плавный, но уже заметный подъем в горы. Пока все оформляются на очередном блок-посту, успеваем взять в кадр родовую башню. В отличии от Ингушетии, в Чечне их осталось очень мало — во время войны многие были разрушены.

Дороги нас снова завораживают: то на высоте едем в облаках, где ничего не видно, то выезжаем ниже и при ярком свете видим округу и нашу дорогу, по которой недавно ехали, со стороны!!

Природа Чечни похожа на соседние республики, но все таки отличается. Тут много сочных зеленых лугов и полноценных лесов.

В середине дня мы приезжаем к высокогорному озеру Казенной Ам. Его размер и прекрасный бирюзовый цвет плохо передаются на фотографиях, но мы все атки пытаемся сделать кадры на память!

На удивление, в достаточно уединенном горном месте возле озера есть построенный еще в советское время отель.

Желающие, проезжают чуть далее в соседнее село Хой, где осматривают отличный музей. По сути, это восстановленная в историческом виде, часть села, дающая представление о жизни и быте чеченцев в прошлом. Очень рекомендуем к посещению!

Причем заканчивается музей на обрыве красивого небольшого каньона. Жить здесь в минувшие эпохи было возможно и нелегко, но точно помогала красота.

Насытившись культурно, и поев шашлык из баранины, решаем в этот день встать лагерем пораньше, чтобы отдохнуть от перегонов. Тем более находим красивое место в ложбине между двух гор.

К вечеру ближе разводим костер, у которого греемся: вечер приносит заметную прохладу.

Ночью облака ушли, и мы видели восход Луны: тень от одной горы постепенно ползла вниз по склону соседней. Кооровы и лошади ходили вокруг да около, но мы уже почти привыкли к ним и спали спокойно!)

 

День восьмой.

После прохладной ночи, утро встретило нас ярким солнцем и приятным теплом!

Сворачиваем лагерь и едем на заправку, где соединяемся с частью соклубников, соблазнившихся на ночевку в домиках турбазы на берегу озера.

На стоянке узнаем, что Киа Соренто снова пробили колесо, неясно где. Снова заделываем жгутом и в путь. В целом, ребята на кроссовере молодцы: без особого опыта подобных поездок, с тремя детьми (младшей всего годик и два месяца) и без запаса в проходимости и прочности машины, решились ехать с нами! Они прошли весь маршрут бодрячком, не отставая от остальных и не меняя дорогу, которая иногда была на грани возможностей машины! Но не спасовали, чем вызвали уважение!

От горного озера едем вверх сначала по асфальту, потом по гравийной дороге. Красота вокруг снова занимала мысли, которые прерывали мотоциклисты на эндуро, начавшие вытворять на прилегающем к дороге обрыве всякие не очень безопасные трюки. Места в горах полно, но ездить на грани фола ребята решили прямо перед нами, не боясь упасть нам под колеса….

Через некоторое время, мы попали на границу Чечни и Дагестана. И пока наши данные записывали на блок посту, полицейские подарили нам почти целый ящик абрикосов, переложив в пакет. Просто со словами: «Добро пожаловать в Дагестан!» Мы удивились, но они сказали что не жалко поделиться с хорошими людьми дарами жителей сел из долины.  Вот так: суровые с виду мужчины в форме, бронежилетах и с автоматами, остаются прежде всего гостеприимными хозяевами в своем краю!

Абрикосы оказались свежие и вкусные, поэтому экипаж Дефендера чуть позже в соседней долине купил еще ведро на всех)

Горы стали заметно ниже, пропали горные вершины, зато стали больше и длиннее долины, где полно фруктовых садов и сел вдоль рек.

Мы двигались, можно сказать, по азимуту, поэтому под колесами был то идеальный асфальт, то отличные, то разбитые гравийки. Поэтому скорость у нас была очень разная. Особенно при взбирании короткими «галсами» на очередной перевал или гору. Зато была возможность рассмотреть все вокруг. Снова видели парящих орлов!

Удивительно было встретить на узкой горной дороге машину почты России! Но в один момент, поднявшись на плато, мы попали на шикарное асфальтовое шоссе, по которому приехали к каньону. Сразу за большим селом — и такая красота!

К тому же здесь два ручья обрываются вниз водопадами Тобот и Ититляр. Очень красиво,  даже несмотря на многолюдность места!

Отъехав от населенных пунктов подальше в строну, встаем на обед на берегу горного ручья. Какого же было наше удивление, когда вода в нем оказалась не ледяной, а вполне теплой! все кинулись купаться, или просто мочить ноги! После гор и температур не более 24 градусов, жара в 32 градуса далась нам без привычки нелегко. И ручей оказался прямо спасением! Поэтому мы немного задержались.

Тем более, пока мы были со связью, пришла информация, что дорога на Гасмсутль, куда мы хотели попасть, закрыта для расчистки завалов. Так что мы уже никуда не торопились.

Закончив кушать и купаться, катимся в Гуниб, где наша группа бронировала ночлег. Село это людное, но очень колоритное: стоит оно на почти вертикальной стене скалы, на нескольких террасах разного размера. Крутой серпантин может вскипятить вам с непривычки мотор, зато прямо в селе есть пару водопадов. Наверху есть относительно большая площадь с магазинами и кафе. А еще выше, памятники истории. Так что если будете рядом, уделите Гунибу внимание. Горы рядом напоминают слоеный пирог огромных размеров!

Вечерняя прохлада пришлась нам по нраву, а призывы муэдзина на молитву, придавали вечеру особый колорит!

 

День девятый.

Проснувшись в Гунибе, узнаем что значит скромный завтрак в Дагестане: овощи, компот, два вида домашнего варенья, сытные лепешки с разными начинками и вареные яйца! Кухня на Кавказе — отдельный вид удовольствия и искусство!

Готовимся к жаркому дню. Ясное небо без облаков добавляет хорошего настроения! Относительно недалеко от Гуниба, проехав по хорошим дорогам, паркуем машины у еще одной точки интереса.

Правда, тут нам приходится сменить обувку, причем не на машинах: меняем шлепки и кроссовки на забродные сапоги. Потому как нас ждет пещерный Салтинский водопад, дорога к которому проходит по ручью между скал в теснине.

Местами течение достаточно сильное, местами глубина почти по пояс. Пешая прогулка вышла хоть и не продолжительная, но интересная. На некоторых участках приходится помогать друг другу. И вот мы в самой пещере — вода пробила два «перекрытия» и падает с шумом и пеной. Прекрасное зрелище, сочетающее мощь и красоту водной стихии!

Нагулявшись среди скал и надышавшись прохладным и влажным воздухом, неохотно выползаем на жару.

После поедания мороженого, отправляемся в путь на юго-восток, к морскому побережью. Путь туда был бы скучен и уныл, если бы не ехали среди гор. Да, они ощутимо теряли в высоте по мере приближения к Каспию, но по прежнему радовали глаз красотой!

Дозоправка сменяется перекусами, и мы продолжаем движение по трассе вдоль моря, которое иногда уже видно. Да, стоит отдельно отметить, что в Дагестане, впрочем как и в Чечне, вольно обходятся с брендами)

Потолкавшись в пробках, прибываем таки на берег моря, где покоится одна из реликвий ушедшей цивилизации СССР. В жизни, экраноплан Лунь, это интересное творения сумеречного гения советских ученых, впечатлят гораздо больше, чем на фото в интернете!

Судно вытащили на берег полностью, и, судя по строительным работам, всю территорию вокруг хотят кардинально облагородить. Наверное это к лучшему, если удастся сохранить образец уникальной техники, при этом сохранив бесплатный доступ, ну или хотя бы не задрав плату за посещение на уровень местных гор…

Движемся далее на юг, и удивляемся плакатам, напоминающим, что до границы РФ осталось немного. Но мы в этот раз не планируем попасть в Азербайджан, а всего лишь ищем стоянку поближе к морю. И если найти подъезд к берегу в безлюдном месте оказалось не сложно, то вот найти место с песком без мусора, оказалось тем еще квестом… Надо как-то исправлять эту ситуацию, на правительственном уровне,  потому что такого количества бутылок, пластика и прочего хлама, не ожидал увидеть никто…..Часть бросают на берегу, часть, видимо, выносит море. Забегая вперед, скажем, что мусорок в Дагестане крайне мало, и даже на многих крупных заправках их нет, поэтому мусор появляется там, где не должен.

На наше счастье, один из нескольких экипажей, поехавших на разведку в разные стороны, нашел строящуюся тур.базу с мини коттеджами, и смог договориться с администрацией о ночевке на их территории. Со слов работяг, песок просто собрали тракторами и вывезли, чтоб убрать мусор с поверхности. Удивительно, но за ночевку в приятном месте, с нас не взяли ни копейки! Поставив лагерь, многие побежали купаться! Вода была очень теплая, хоть и слегка мутная. В целом Каспий на море похож больше издали, а вблизи напоминает большое озеро. Запаха и вкуса соли у воды тоже почти нет.

Тем не менее, мы накупались вдоволь, а потом встречали закат сидя на песке, смотря на водную гладь, упирающуюся в горизонт. Отличный вечер дополнил костер и байки во время ужина и чаепития. Заметим, что это была самая теплая ночь за время путешествия: спальные мешки были распахнуты, и кутаться в одежду тоже не надо было! Такой замечательной ночевки на берегу моря, в нашем клубе пока не было!)

 

День десятый.

Выспавшись вдоволь, потихоньку раскачиваемся, чтобы тронуться в путь. К концу путешествия накапливается усталость, от непривычки ехать каждый день. Поэтому у нас по плану относительно небольшие пробеги и по хорошим дорогам. Но тем не менее, культурная программа не отменяется и мы вкатываемся в город Дербент.

Паркуем машины на самой верхней стоянке у древней крепости, поскольку тут полно место и удобно крутиться на наших немаленьких машинах. Вот так она выглядит со стены Нарын-Калы.

В Дербенте есть что посмотреть, но не везде удобно передвигаться на автомобиле. Так что в этот визит осматриваем город с высоты бастионов. Тут же есть полно музеев, в которых можно получить представление о древности города, и разных его владельцах на протяжении веков.

Немного ниже по склону холма, сохранилась часть старого города, не затронутая перестройкой в более поздние периоды.

Очень рекомендуем побывать здесь! Нагулявшись, идем кушать в местный ресторанчик. Помимо гостеприимства и уюта столиков стоящих под инжирными  и деревьями и хурмой, нас приятно порадовало меню местной и закавказкой кухни!

Наевшись, некоторые товарищи предложили остаться тут на совсем и стали обустраиваться, как дома)

Очень рекомендуем кафе «Чайный дворик у Октая», Дербент, 5-й Нагорный пер., д.1.

А нас ждет перегон на север, чтобы заехать в любопытное и пока не очень туристическое место. Карстовый провал глубиной около 25-30 метров посреди поля нельзя назвать обыденностью, тем более за свою историю он оброс рассказами и почти легендами, хоть и мрачными…

Посмотреть на него лучше в видео, которое разместим в отчете позже.

Затем мы пытались попасть на блошиный рынок в Каспийске, но неудачно: работает он только с утра, и не каждый день. Поэтому купив фруктов, разделяемся: одни участники едут купаться на местные пляжи, другие заселяются в гостиницы.

Да, несмотря на то, что местные девушки и женщины почти все купаются в буркини (купальник с рукавами и штанинами, а также прикрывающие голову и шею), к нам в обычных купальниках претензий не было. Правда, прежде чем бежать купаться, мы посоветовались с местной семьей, уходившей с пляжа. И в этот, и в другие разы, нам доброжелательно пояснили, что главное вести себя прилично, как и на других пляжах страны, без излишней откровенности, и не путать улицы города с пляжем.

Несколько часов купания с поеданием вкусных арбузов стали хорошим завершением дня, перед отправкой на ночевку в гостиницы Каспийска и Махачкалы.

 

День одиннадцатый.

 

Встречаясь на заправке в этот день, участники испытывали двоякие чувства: с одной стороны нас ждал еще один замечательный день и красивые места, с другой стороны… нас ждал всего еще один день, завершающий.

Однако, утро было омрачено поломкой автомобиля одного из организаторов: сгорела электроника управления ДВС. Что приятно, к машине с аварийкой сразу подъехали местные мужики. Сопроводив на сервис для выяснения причин раненую машину, продолжаем маршрут. Отъезжая от побережья, заметно начинаем набирать высоту. Вскоре, мы едем словно по берегу моря — именно так воспринимается широкая гладь Чиркейского водохранилища.

Жара тут немного мягче, чем у моря, но припекает все равно изрядно. Тем временем, покидаем асфальт чтобы прокатиться вдоль Сулакского каньона на первую смотровую площадку.

Она не окультурена, но зато отсюда хорошо видно водохранилище и Чиркейская ГЭС, уникальная в своем роде.

Поднимаемся еще чуть выше, и спешиваемся: к популярным смотровым перерыли подъезд, и машины надо оставлять сильно поодаль. На жаре нас буквально спасли продавцы дагестанского кваса — прохладный и с отличным вкусом, как в детстве!

Виды каньона действительно красивые, так что все, что вы видите в сети правда, только в реальности умноженная на два! Зелень на противоположном берегу, красивый цвет воды, парящие орлы — тут все вызывает восторг!

Можно проехать по периметру и спуститься к воде и заказать экскурсию на лодке. Но это мы оставили на другой раз, отчасти из-за своих планов, отчасти из-за высокой стоимости услуг.

Проехав до следующей точки и поймав еще один прекрасный вид каньона

Поднимаемся выше в гору для поиска места ночевки. Надо отметить, что большая часть участников уже решила стартовать домой после насыщения красотой последней точки нашего путешествия. Однако, 4 экипажа остались, и попрощавшись со всеми, поехали ставить лагерь в дубовой роще.

Уже часам к 5 лагерь был разбит, дрова на вечере запасены и мы смогли отлично отдохнуть перед дальней дорогой, ждавшей нас завтра,  в тени деревьев.

Жара нас больше не волновала, а вот дыни и арбузы пришлись в самый раз. Правда, чуть позже, благодаря именно этим фруктам, мы получили заряд бодрости!)

Уже ночью, после заката, сидя у костра мы травили байки.

И тут на запах арбузных корок пришли местные жители…

Признаться, мы никак не ожидали увидеть на расстоянии 5-7 метров диких кабанов! Причем сначала вокруг нас ходили два разведчика, а потом пришла небольшая компания голов в 15, среди которой было штук 6 поросят! Хорошие фотки не получились, зато у нас появился явный стимул не сближаться с лесными зверями, для чего весь мусор убрали на крыши машин, спрятав также в машины все съедобное. Спать ложились со смесью восторга и тревоги от необычной встречи! Теперь был еще один повод вспомнить эту поездку!

Отлично выспавшись, утром все стартовали каждый в свое удобное время. Два экипажа доехали вместе до Элисты и провели приятный вечер и там, вкусно покушав и погуляв после спадения жары. Ведь днем там было +42!!! Но это уже другая история.

Да, лето 2023 года и наша клубная поездка на Кавказ запомнится всем участникам! Путешествие не было совсем легким, и далеко не все видовые места и достопримечательности мы посетили. Однако мы получили представление о замечательном крае, находящемся сразу в нескольких республиках, и весьма вероятно, еще вернемся сюда за новыми впечатлениями. Ведь красивая природа, памятники истории и отзывчивые люди манят посетить эти места вновь!

Также советуем всем, кто еще не был на Кавказе, собираться в путь. Для жителей Европейской части России Кавказ сильно ближе чем, к примеру, Алтай, так что грех не побывать здесь и не влюбиться  этот край, где пока полно безлюдных мест для уединения среди вечной красоты!

Всем участникам спасибо за то, что были с нами! До новых встреч в наших путешествиях! Надеемся, они будут не менее интересными!

 

 

 

 

 

2 комментария к “Кавказ 2023.”

Оставьте комментарий