Отчет о поездке «Муромские сказания и чудеса Дивеево» 1-3 мая 2022г.

Когда счастливые дачники уже мариновали свой законный праздничный шашлык, команда внедорожного клуба Перепутье 4х4 встретилась вновь, чтобы отправиться в интересное путешествие.


В прекрасный солнечный день мы тронулись в весьма непростой путь. Внедорожный! Поездка эта была со сказаниями, да с чудесами…
Срезочками да лесочками, мы держим путь в город Муром.

Встретились на пути косули, грибники с полными корзинами сморщенных грибов под названием «сморчки», лягушки и… грязь, к которой «хвост» колонны начал прилипать. Наверное уже кикимора болотная тянула нас в свои объятия. Пришлось даже достать тросы, размотать лебедки. Сели даже смелые участники, которые вернулись к застрявшим с кликом «Поедем пацанов спасать!»


На солнечной опушке сделали остановочку, где и скатерть-самобранка нашлась, колбаска/сыр появились, да вредные вафельные тортики нарисовались. Напившись чая ароматного, мы едем дальше.

Долго ли коротколи, упираемся в деревопад… В общем путь нам преградили сосны и елки. Пробежали посмотреть вперед… Есть ли мы смысл начать пилить да рубить? Смысла нет, деревьев преградивших путь очень много.
Ну да ладно… Солнце высоко, Муром чуть поближе, держим асфальтом путь в Муром.
Считается, что название города происходит от финно-угорского племени мурома, которое обитало на этих землях с начала I тысячелетия н. э.
В середине XVI века в Муроме собирались войска Ивана Грозного для участия в походах на Казань. К этому времени относится строительство в городе первых каменных храмов. С XVII века Муром становится важным ремесленным центром. Здесь трудятся искусные мастера по выделке кож, сапожники, кузнецы, ювелиры, портные и другие мастера. Славился Муром также рыбными промыслами. С того времени началась слава и муромских калачей. Муромские оружейники были известны за пределами Руси. Именно из Мурома знаменитый русский пушкарь Андрей Чохов, отливший в 1586 году Царь-пушку.
Первая достопримечательность маршрута — у старинного Спасо-Преображенского монастыря, где покоится частица мощей знаменитого богатыря Илья Муромца.
Возник монастырь на месте укрепленного двора первого муромского князя Глеба. Долгое время он служил одним из главных оборонительных рубежей города. В одном из соборов Спасо-Преображенского монастыря хранится частица мощей Св. Ильи Муромца.
Могучий витязь из русских былин был реальной исторической личностью и происходил из деревни Карачарово под Муромом. Здесь родился и прожил какое-то время до перехода на службу к Киевскому князю знаменитый богатырь. Жил он в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявшего монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия, и причисленного к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец».
Согласно легенде, крестьянский сын и оберегатель русской земли от врагов, параличный до 33 лет, получает силу (излечивается) от волхвов, борется с Соловьём-разбойником, идолищем, жидовином, татарами и, наконец, окаменевает.


Монастырь то оказывается сказочным. Там и павлины гуляют, барашки, ягнята, всяко-разные заморские курочки. А барашки не только настоящие есть … В Храмах, да лавках на полочках стоят ароматные Пасхальные агнецы. И, конечно, на расхват знаменитые муромские маковые калачи. Всё купили, всё отведали! Вкусненько ))) Помимо величественных Храмов, в монастыре взор останавливается на красиво оформленных прудиках, газонах, да цветах.
Мы перемещаемся на набережную красавицы Оки, чтобы встать у старого городского сквера и огромного памятника Илье Муромцу, наслаждаясь панорамными видами. А ведь в этом небольшом парке, в котором сейчас катаются люди на колесе обозрения и ромашках, раньше был Муромский Кремль да Богородице-Рождественский собор. Кремль разобрали в XVIII веке по указу Екатерины II, а Богородице-Рождественский собор разрушили при Советской власти.
Пешком посещаем два не менее интересных монастыря. В Троицком монастыре покоятся мощи знаменитых Петра и Февронии, а Благовещенский монастырь, основанный лично Иваном Грозным, является местом, в котором покоятся мощи Муромских князей. Между монастырями стоит памятник Петру и Февронии.
История про Петра и Февронью интересная, нашим участникам теперь известная )))


В заключении знакомства с Муромом мы проезжаем по вантовому мосту через Оку, который в 2013 году был назван самым красивым мостом России. В конкурсе участвовали мосты из Сургута, Хабаровска, Ханты-Мансийска, Санкт-Петербурга и других городов.
И вновь съезжаем на бездорожье, преодолеваем небольшой брод и прибываем на место ночлега.

Что интересно выбранное нами место являлось местом стоянки древнего человека, о чем нам в прошлый раз поведал местный лесник. Вот!
Строим «дома», разжигаем костер, поджигаем угли в мангале и наслаждаемся уютным вечером в сосновой роще за вкусным ужином да приятными разговорами.

Утро в лагере начинается с построения с поднятием флага внедорожного клуба Перепутье 4х4. Ладно, ладно… Перед тем как дурачиться конечно позавтракали и попили чаю. Самое главное: ребята-участники утром набрали целую миску сморчков. Со сморчками обошлись по науке — помыли и замочили в воде до вечернего ужина.
Второй день путешествия посвящен местами, связанным с Преп. Серафимом Саровским.
Сначала держим путь в знаменитое Дивеево — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.
«Дивно Дивеево»… Так называют это благодатное место, которое поражает своей историей, многочисленными чудесами и красотой пейзажей и архитектуры. Эта земля неприступна для зла, а Святая Канавка появилась тут по повелению самой Царицы Небесной. Считается, что стопы Богородицы оставили на этой земле у села Дивеево свои следы. Православные святыни монастыря Дивеево — это уникальные исторические памятники и свидетельства истинности православной веры.
По преданиям, Дивеево — это четвертый удел Пресвятой Богородицы на земле наравне с грузинской Иверией, Афоном в Греции и Киево-Печерской лаврой на Украине.


Мы совершаем прогулку по монастырю вместе с экскурсоводом. Ну а потом проходим по знаменитой Канавке Царицы Небесной. Желающие посещают Храмы, закупаются сувенирами, угощаются сухариками, которые по традиции Прп. Серафима Саровского Монастырь раздает всем желающим за символическую плату.
Далее держим путь в заброшенный Царский Скит и к Серафимовым камням.
Места те не всем доступны. До дальнего камня в лесу можно проехать только на внедорожниках.
В 1864 году по благословению царя Александра II Серафимо-Понетаевскому женскому монастырю основанному тремя послушницами, ушедшими из Серафимо-Дивеевского монастыря, были пожалованы 584 десятины пахотной земли, лесов и полей.
Монашествующие Царского скита были из дворянского рода, царского, а также царские дворовые, няньки и бедные девицы. Доподлинно известно, что эти места посещали царственные особы: царь Александр II, царь Александр III, царь Николай II и царица Александра, цесаревич Алексей, цесаревны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и др. Царь и императорский двор не только покровительствовали монастырю и скиту, но и приезжали на отдых, молились, ходили на ближний и дальний камушки святого Серафима.
Что сейчас осталось от того скита? Ветхое здание крестильни, сосновая аллея, могила убиенной игуменьи монастыря, заброшенный колодец, который был освящен по особому благословению царя Николая II.
Мы прошлись по небольшой территории скита под внимательным взором и беканьем деревенских барашков и ягнят.
Лесными дорожками добираемся до Серафимовых камней.


Что о них известно? Тысячу дней и тысячу ночей Св. Серафим Саровский провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Рассказывают, что старца в его уединении посещали только птицы и дикие звери. Приходившие к нему за духовным советом видели большого медведя, которого отец Серафим кормил хлебом из рук.
Самый огромный из каменных валунов и особо почитаемый — камень «Медведь». Именно с этим камнем, похожим контурами на медведя, связана легенда о том, что именно на нём два века назад молился Серафим Саровский. Камень огромен, буквально кусок скалы, занесенный в эти края древним ледником. Над землей возвышается лишь малая его часть, и какие его размеры под землёй неизвестно. Далее в лесу есть еще один огромный камень «Дальний». Места очень почитаемы Православными Христианами.
После Серафимовых камней делаем остановочку в лесу на обед. Подкрепившись джиперской кашей и немного отдохнув, едем дальше к заключительной достопримечательности второго дня путешествия – к Святому источнику Серафима Саровского.


История его появления любопытна. Как известно Серафим Саровский жил в Сарове (с 1778 по 1833 год), который с советских времен стал закрытым городом с названием Арзамас-16 (город является Федеральным ядерным центром России). С тех пор доступ паломников в Саров к Саровской пустыни и святыням, связанным с именем Прп. Серафима Саровского, оказался закрыт.
История существующего источника батюшки Серафима такова. Солдатам, несшим службу на границе охраняемой зоны в лесу, вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос: «Дедушка, что ты здесь делаешь?» — старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. При этом батюшка сказал, что сюда будут приходить люди и получать исцеления. На том месте из трех точек забила вода. Произошло это в 60-е годы XX века на берегу реки Сатис. Так батюшка Серафим перенес свой источник из Сарова к доступному для всех верующих поселку Цыгановка. С источником связано много чудесных историй исцеления людей.
Под вечер на источнике было малолюдно. Мы не спеша прогуливаемся по территории, набираем воду и держим путь к месту второго ночлега.
Ох и красивое место выбрали, сказочное! Остановились в березовой роще. Казалось, что сейчас появятся грибы из сказок и между березок будут бегать Настенька с Аленушкой.
Ну да ладно… Под красивый закат снова разбиваем палаточный лагерь, зажигаем костер.

На ужин второго дня у нас подаются макароны по-флотски, свежий салат из помидоров и огурцов и… жареные с луком сморчки! Грибы оказались очень вкусными!
В заключительный день путешествия решили не спешить и выспаться на свежем воздухе.
Утренний завтрак, сборы и держим путь домой через заброшки.
Первая заброшка Рассыпухинская ГЭС нам не покорилась поскольку река Мокша разлилась и затопила подъезд.
Едем смотреть на уникальную заброшенную Церковь Дмитрия Солунского 1707 года постройки. Любопытна тем, что, во-первых, она двухэтажная, а во-вторых, необычно связана с колокольней. Лестница начинается от подножия колокольни и ведет на второй этаж Храма. От лестницы, конечно, мало что осталось, но сумели вскарабкаться и посмотреть как оно внутри. Необычно. На стенах Храма сохранились некоторые изображения.


Заключительная достопримечательность третьего дня путешествия — Церковь Введения Богородицы во Храм.
«В селе Пет в 1912-1913 гг. по заказу купца Портнова был сооружен крайне любопытный храм, напоминающий некоторые произведения А.В. Щусева, навеянные древнерусскими образцами, как, например, храм-памятник на Куликовом поле. Снова, как и в Гусь-Железном, бросаются в глаза непомерно большие размеры храма, сильно контрастирующие с более, чем скромным окружением…»
Церковь отличается необычной архитектурой. Некоторые архитектурные элементы напоминают европейскую готическую архитектуру. После революции 1917 года церковь была закрыта. Во время Великой Отечественной войны она использовалась под склад, а позднее была заброшена и начала разрушаться. Разрушалась она до тех пора пока в наши дни над ней не взяли шефство местные жители. Они привлекают средства, волонтеров и очень здорово у них получается восстанавливать красивый Храм.


Небольшую экскурсию по Храму нам провела местная жительница. Все открыла, все показала, все рассказала. За что ей огромное спасибо! В небольшой комнатке музея даже организован скромный краеведческий музей. С удовольствием все посмотрели и послушали Шаляпина на патефоне. Особо интересующиеся даже забрались на высокую колокольню.
Ну что же… заключительный обед съеден, и мы держим путь домой.
Ребята, это было классное путешествие по пяти областям! Московская, Владимирская, Нижегородская, Мордовия и Рязанская область.
Спасибо всем за участие! Отдельное спасибо экипажу Беляша (УАЗ Патриот) за вкусные пироги! Спасибо экипажу Диско за вкуснейшие сморчки!
До новых встреч!

Больше фотографий по ссылке:

Оставьте комментарий