Отчет о поездке «Затерянный мир» 07.11.2020г.

Путешествие в Затерянный мир пришлось на прекрасный осенний солнечный день!

Экипажи, 20 внедорожников, сначала окунулись в мир красоты, эстетики и истории: мы посетили подвесной пешеходный мест через Москва-реку в живописнейшем месте, Васильевский замок, Полушкинские каменоломни и камень-идол, с вырезанным ликом старца.

Отличная пешая прогулка в селе Васильевском позволила хорошо размяться. Прогулялись до подвесного моста, а затем мы очутились на территории старинного владения князей Щербатовых с красивым отреставрированным замком. Небольшой перегончик — и мы в Полушкинских каменоломнях. Чуть в стороне — заезжаем на языческое капище с каменным идолом.
А теперь по порядку:

Справка:

Подвесной пешеходный мост через Москва-реку.
Кажущийся издалека монументальным, вблизи этот подвесной мост длиной 90 метров очень похож на подвесные мосты в южных регионах через горные реки. Река Москва в этом месте разделяет Одинцовский и Рузский районы. Мост соединяет замок-усадьбу князей Щербатовых и церковь Воскресения Словущего начала XVIII века.

Замок-усадьба князей Щербатовых.
Здание построено в 1880х гг. в имении князей Щербатовых архитектором П.С. Бойцовым. Да, да… это именно тот архитектор, который спроектировал известную усадьбу Храповицких в Муромцево. Васильевский замок построен в стиле викторианской Англии.
До Щербатовых, Васильевским владели многие знатные люди. Первое упоминание о селе в летописи датируется 1498 годом. В Васильевском провёл юношеские годы известный публицист, писатель и философ Александр Герцен. В своих воспоминаниях «Былое и думы» сохранилось описание Васильевского.
Усадьба в нынешнем виде строится четой Щербатовых. Идея английского замка, увитого диким виноградом, с башнями и флагами, полностью принадлежит Ольге Александровне Щербатовой. Сад, оранжерея и парк тоже были спроектированы в английском стиле. Вокруг замка был разбит сад, который князь Александр Щербатов и его супруга засадили экзотическими растениями, привезенными из путешествий. В замке был построен зверинец с редкими животными, имелись оранжереи с экзотическими восточными растениями и псарня. В парке были поселены ручные косули и серны.
Когда началась Первая мировая война, Щербатовы открыли в Васильевском госпиталь для раненых, приют для детей-сирот и реабилитационный центр для покалеченных войной солдат, обучая их новым профессиям.
Щербатовы были патриотами своего отечества. Князь, Александр Григорьевич, оставил след в развитии коневодства в России, привезя в Россию 15 чистокровных арабских скакунов. Очень много времени князь посвящал развитию сельского хозяйства – даже некоторых крестьяне села Васильевское были отправлены в Англию, обучаться премудростям сельского хозяйства. Князь Щербатов скончался до революции, княгиня эмигрировала во Францию в 1918 году. Обстановка покинутого замка была разграблена жителями соседних деревень.
В 1919 году в брошенном здании было начато обустройство санатория для лечения подмосковных рабочих. После приезда В. Ленина в бывшую усадьбу Герцена и Щербатова, в замке организовали санаторий не для рабочих, а для работников Кремля.
Несколько лет назад была проведена реконструкция усадьбы и сейчас это действующий корпус санатория им. Герцена, здесь располагается Центр реабилитации Управления делами президента.

Полушкинские каменоломни.
Каменоломни известны как место добычи мраморного известняка. Здесь добывался известняк для строительства Храма Христа Спасителя по первому проекту на Воробьевых горах (1817-1825 гг.). К слову, по своим размерам и размаху храм должен был затмить все существующие в мире сооружения, включая собор Святого Петра в Риме. Известняк был доставлен к месту строительства, но строительство Храма на Воробьевых горах не состоялось (как известно, чуть позже Храм Христа Спасителя был построен на Волхонке) и известняк пролежал там 100 лет пока из него в начале XX века не был построен резервуар системы Рублевской водопроводной станции. Добыча известняка для нужд Москвы на каменоломнях осуществлялась до начала XX века.
По воспоминаниям старожилов раньше тут были пещеры, в том числе с небольшими озерами (до конца 80-х). Постепенно каменоломни и места выхода известняка затягиваются землей. Также, по версии «копателей», каменоломни существуют много столетий и раньше имели разветвленную сеть пещер, где в свое время прятались всевозможные разбойники и партизаны. Каменоломен здесь много и каждая имеет свое название: затерянный мир, нос носорога, пещера гадюки, форпост и др.
Сегодня каменоломни посещают туристы и скалолазы, здесь даже проводятся соревнования. Сейчас каменоломни представляют из себя ряд цирков с отвесными склонами небольшой крутизны. Их сложность различна: от 2-3 категории трудности до самой сложной 6. Это, правда, очень короткая трасса (около 7 метров), но самая сложная в Подмосковье.

Забытое древнее капище.
Капище расположено в удивительно красивом месте, в огромном овраге правильной круглой формы, спрятанном в смешанном лесу. Поднимаясь по живописной тропе к началу оврага, туристов встречает стражник… Это камень идол. С одной стороны у камня вырезан лик старца… Точной информации о происхождении этого камня нет, однако само это место как будто пропитано языческими богами. По легенде камень древний и на нем в дохристианский период совершались человеческие жертвоприношения.

Мы покидаем камень и прибываем на место перекуса вблизи нашего любимого оврага. Чай/кофе, бутерброды, вкусняшки быстро уминаются и мы готовы преодолевать препятствия.

Спуск и подъем в овраге все проходят без проблем. Со стороны кажется страшно, особенно в начале, когда нужно нырнуть «носом» вниз. Но оказывается, что данное упражнение могут освоить даже новички на бездорожье.
По ЛЭПке идем местами через лужи и грязь.

Некоторые лужи завалены деревьями, которые потребовали сноровки для грамотного прохождения препятствий без потерь для внедорожников. Но потери все-же происходят… колесо пробивает УАЗ Пупец. Местами машины застревают и участники помогают другу другу выбраться из внедорожного плена. Уже на «суше», выехав на поле, вытаскиваем с защит авто различные деревяшки. Побеждает в количестве набранных трофеев Лариса на Паджеро Спорт.
Перегончик, и мы снова на срезочке. Идем отлично: повеселились в луже, которая предложила нам разные траектории ее прохождения. При выезде со срезочки неожиданно обнаруживаем перекопанный выезд и бетонные блоки (заезд был открытый). Здесь немного пришлось покопать и применить небольшую силу.
Уже в темноте (а темнеет уже в районе 17.00) прибываем к копии Храма Покрова на Нерли и самому большому камню Московской области.

Справка:
Храм Покрова на Нерли нам известен еще со школьной скамьи, на уроках истории о нем рассказывали, как о выдающемся памятнике владимиро-суздальского зодчества, построенного в начале XII века. Мы посещаем Белокаменный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», построенный в 2011 году в древнерусском стиле. Он полностью повторяет церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. Рядом с Храмом находится самый большой (по некоторым данным) камень в Московской области. Ледниковый валун имеет высоту 2,5 метров, периметр 13 метров, а вес — 55 тонн. Для удобства к нему была приделана железная лестница.

По таинственной дорожке едем вновь в затерянный мир… Дорога ведет в тупик – заброшенное урочище. В этом месте у нас запланирована стоянка на завершающий покатушку ужин.
Пока организаторы готовят ужин, «главный костровой» Кирилл (Тойота Фортунер) с помощниками рванули с пилой в лес за дровами для костра. Так как кипяток в межсезонье разлетается как «горячие пирожки», помимо оргов воду в чайниках кипятят участники. И снова нас угощают ))) Спасибо за вкусные домашние пирожки экипажу УАЗ Пупец!

Ужин готов! Все с удовольствием подкрепляются гречневой кашей по-купечески, купатами и закусочками. После – конечно горячий чай, посиделки у костра и джиперские разговоры.
Здесь наша покатушка завершается и мы предлагаем бонус – дополнительную вечерне-ночную срезочку для желающих дополнить день эмоциями погорячее).
Прощаемся с участниками, которые решают ехать домой и командой в составе из 10 внедорожников встаем на вечерне-ночной путь, ведущий на грязевую дорожку.
Ух, оторвались джиперы по полной программе! Кто плавал, кто салон заливал, кто пилил, кто камнями колеса набивал. Все лужи, ухабы, низинки преодолены без потерь! В ход шло все джиперское оборудование: тросы, лебедки, хай-джеки, лопаты, пилы. В 12 ночи выбрались на асфальт.

Маршрут пройден полностью. Ребята, всем спасибо за участие и взаимопомощь! До новых встреч!
Ждем Вас снова на выходные в формате Перепутья 4х4!

Больше фотографий:

Оставьте комментарий