Наше путешествие «с нюансами» началось еще накануне официального старта. Кто как, а мы считаем что «доездинг» это тоже приятная часть путешествия! Все вольны в выборе темпа движения: кто-то остановился на ночлег в Костроме, кто-то в Галиче, а иные — уже в Чухломе в красивом тереме! И вот в наш тематический чатик посыпались атмосферные фоточки из разных мест… Ощущение, что побывал везде разом).
В час «икс», собираемся все вместе в Чухломе и стартуем в таинственные места!
Когда-то Чухлома была весьма живым краем предприимчивых людей, лесных трактов, речных мельниц и молочных стад. А сейчас вместо трактов старые грунтовки и еле видимые тропы, нарисованные на картах пунктиром. Вместо когда-то многолюдных богатых сел и деревень, отметки со словами “урочище” и “нежилой”, иногда с крестиками храмов и погостов. И всюду лес… Что за феномен «Чухлома»? Почему и куда исчезло население? Ответы на эти вопросы можно узнать непосредственно на выезде.
Первая точка на маршруте красавец-терем в Асташово.
Усадьба Асташово необычна тем, что построена не дворянами, а бывшим государственным крестьянином. Здесь сочетается архитектура изысканной загородной дачи со строительными решениями и планировкой, типичными для крестьянской избы. Находится усадьба в Чухломском уезде, который, по словам его знаменитого уроженца Александра Зиновьева, «в Костромской губернии считался самым глухим». Однако уезд был и самым зажиточным. До революции здесь насчитывалось несколько десятков усадеб, столь же богатых, как Асташово. Все они принадлежали крестьянам и стояли в их родных деревнях. Откуда у крестьян были деньги? Как и почему в «медвежьем углу» возникла такая роскошь? Оставим это небольшой тайной, которая открыта лишь участникам выезда.
Сегодня в отреставрированном тереме в глуши располагается комфортабельный отель с исторической атмосферой и обстановкой. Экипаж Биг-Франка имел удовольствие окунуться в эту атмосферу, остановившись в отеле на ночлег. Ну а все остальные участники прогулялись по территории отеля и полюбовались этим необычным строением снаружи.
Мы едем дальше. Следующая точка на маршруте — Усадьба Канаева. По пути к усадьбе встречаем путешественников формата #vanlife из Марий Эл. Ребята тоже объезжают терема и с удовольствием откликнулись на наше предложение примкнуть к колонне поскольку в одиночку передвигаться по «дорогам» Чухломы им было страшновато, но очень интересно.
Построил этот, без преувеличения, громадный дом петербургский купец Василий Николаевич Канаев, который организовал в Венгино настоящую купеческую усадьбу в глухом краю среди величественных судайских лесов и бесконечных болот. О Канаевых известно, увы, не так много. Канаев был зачислен во вторую купеческую гильдию в 1904 году, проживал в Петербурге с женой и детьми, при доме содержал столярную мастерскую, которая и позволила Канаеву сколотить многомилионный капитал.
Как и когда Канаев оказался в Венгино можно только гадать. Внешне особняк оставляет о себе впечатление крепкого хозяйственного дома с бесконечным количеством помещений, комнат и закутков, в которых шумели мастерские, пекся хлеб и прялись ткани. Но перешагнув порог покосившегося крыльца и пройдя небольшой тамбур со сдвоенными филенчатыми дверьми мы попадаем в совершенно другой мир…
Мы были удивлены обстановкой. В доме достаточно много красивейших каминов, на облезлых стенах можно рассмотреть обои, красивые карнизы, в одной комнате стоит диван.
В хозяйственных помещениях стоят сундуки и сохраняется ощущение, что хозяин вот-вот зайдет в этот дом.
Следующая точка на маршруте Терем Поляшова.
К терему добраться уже не так просто. Участок пути внедорожный с пересечением речки.
Мы успешно все преодолели и оставив машины неподалеку пешком направились к нему…
Терем был построен примерно в те же времена, что и терем Асташово, но интересен тем, что сохранился в отличие от терема Асташово практически в первозданном виде. Никаких серьезных реставрационных работ кроме замены крыши в тереме не проводилось. В начале 1970-х терем был выкуплен у сельсовета (который не знал, что с ним делать) художником, поэтом и одновременно переводчиком, Анатолием Ивановичем Жигаловым, который живет в нем и по сей день.
К слову, в 2021 году ему исполнилось 80 лет! Анатолий Иванович в тереме ничего не меняет, а сохраняет все как есть, порой проводя небольшой ремонт. Благодаря этому ещё можно увидеть дореволюционную резьбу и роспись на стенах времён Поляшова, которая порой проглядывает из-под советской краски.
Терем нас потряс. Где-то в глуши стоит красивый большой дом, рядом с которым расположилась тепличка с помидорами и огурцами, висит умывальник и вообще в воздухе витает атмосфера обычной деревенской жизни. Но… речь идет не о простом деревенском доме, а о шикарном резном тереме 1903 года постройки. К сожалению, хозяин не готов был нас пустить вовнутрь, но мы имели удовольствие обойти терем по кругу и нафотографировать его от души.
Мы держим путь к Святому болоту. Начинается уже более заметное бездорожье… Низинки сырые, а у дороги часто подболоченные участки. Застревают все. Почти все. Мы вспомнили где у нас находятся лебедки, лежат тросы, шаклы и лопаты.
Все это происходит вблизи очередной заброшенной деревни и пока мужчины занимаются преодолением бездорожья, женская половина направляется на исследование домов. На улице начинает потихоньку смеркаться. Страшновато, но что делать. Домик, который мы исследовали, имеет следы жизни. В нем время от времени останавливаются на ночлег, о чем свидетельствовала благодарственная записка внутри. На стенах висят семейные портреты середины прошлого века, фотографии мужчин в гимнастерках, в сенях был замечен чугунок. Очень атмосферно!
Становится еще темнее и мы подъезжаем к погосту. Справа остатки строения, слева в деревьях устрашающая каменная ограда, внутри виднеются могилки и совсем в глубине, различим заброшенный Храм. Головная машина проезжает кладбище и тут в рацию раздается голос Андрея на Дэфе: «Саааш, это ты там на кладбище ходишь?» Мы так и присели… Поскольку Саша из машины не выходил и никого рядом нет. Конец этой истории будет. Попозже…
Тем временем на улице уже совсем стемнело, машины продолжают застревать, но болото уже где-то рядом. Решая не бороться с дорогой в темноте, ищем место для ночлега.
Остановились на единственной полянке в округе. Начинается вечерняя лагерная суета: выбираются места для ночлега, ставятся палатки, на центральный стол все несут свои вкусные явства. Орги, тем временем, готовят приветственный шашлык, рубят салатики. Поставили фонари и устрашающую атмосферу как ветром сдуло. Мы вкусно ели, вкусно пили, болтали, пели песни и танцевали. Спать легли заполночь. За атмосферу вечера спасибо Сергею (форестер)! Вокальный вечер открылся песней «Тишина на Ивановском кладбище»…
На второй день путешествия у нас запланирован пеший поход на остров посреди Святого болота. Проснулись, позавтракали, собрали палатки, надели резиновые сапоги, заготовили палки для болота и выдвинулись в путь.
Мы заранее смотрели фотографии, но то что мы увидели вживую, фото не передает в полной мере! Повсюду ковер из мха, над которым возвышается багульник. Вы когда-нибудь вдыхали аромат багульника? Очень яркий, вкусный, показалось с нотками цитруса. И этот чарующий аромат стоит над болотом. А куда не посмотри везде клюква! Везде!
А эти красивые деревья на болоте… Все начали доставать телефоны и фотографировать эту красоту. Что касается болота: шли все вместе, опасные участки проходили аккуратно помогая друг другу. Ковер под ногами время от времени чавкал. Посреди этого болота находится остров, на котором расположена уже заброшенная Никольская Церковь. И мы нашли ее!
Для справки:
Святое болото – это государственный природный заказник площадью более шести тысяч гектаров — один из самых крупных в Костромской области. Обширный комплекс отличается разнообразием ландшафтного сочетания болот верхового и низинного типов, озёр, еловых, сосновых, берёзово-осиновых лесов и лугового разнообразия. Учёные подсчитали, что на образование слоя торфа толщиной один метр требуется около тысячи лет. Следовательно, запасы торфа на Святом болоте слоем десять метров начали образовываться в то время, когда на берегу Чухломского озера появились первые стоянки времён неолита в седьмом тысячелетии до нашей эры.
Остров на болоте явление уникальное, тем более, что здесь в 1825 году на месте ветхой деревянной построили крестьяне каменную Никольскую церковь с четырёхъярусной колокольней. Строили всем миром из кирпича, изготовленного тут же, на берегу Святого болота, богатого глинами высокого качества. Сейчас церковь с трудом можно отыскать в лесных зарослях, а когда-то остров соединялся с Князьково мостом протяженностью один километр. С Цилимовским берегом его соединял настил длиной восемьсот метров. Был он широким (две повозки свободно могли разъехаться), многослойным: состоял из продольных и поперечных брёвен, связанных между собой зарубами и скобами, а сверху лежал настил из толстых досок, по которому легко катились колёса тарантасов. В XIX веке князья Шелешпанские из усадьбы Астафьево садились в нарядный экипаж и ехали к заутрене в Никольский храм, без труда попадая на остров. По берегам болота и сейчас стоят семь церквей, пришедших в полное разорение. А когда-то в церковные праздники плыл общий благовест, и эхом разносился по дальним лесам! Над болотом часто стоял то сплошной гул колоколов, а то поочерёдный, весёлый перезвон.
Святое болото, как место гнездования серого журавля, занесено в Красную книгу ЮНЕСКО. Надо признать, что журавли, типичные обитатели чухломских болот, встречаются здесь всё реже. А вот клюква со Святого болота испокон веков считается самой-самой целительной. Бывало, когда этой ягодой торговали жители приболотных деревень на чухломском базаре, ценители клюквы сразу же узнавали её по неповторимому вкусу и говорили: «А вот и клюква со Святого болота! Эту я беру». Неслучайно метрические книги местных церквей свидетельствуют, что самое большое количество крестьян, перешагнувших столетний рубеж, проживало в деревнях вокруг Святого болота.
А уже сколько легенд и страшилок связанных с этим болотом… Наши участники их теперь знают.
Мы возвращаемся к машинам, провожаем колонной машин до нормальной дороги тех, кто запланировал лишь двухдневное путешествие, у деревни делаем паузу на обед и едем дальше.
По пути заезжаем на холм, где не в очень далекие времена располагалась деревня, а сейчас находится урочище Высоко. И там действительно высоко. А красивая шатровая колокольня видна за несколько километров. Совершаем прогулку по территории и едем дальше.
К вечеру в этот раз засветло находим симпатичную полянку и разбиваем лагерь. Снова вкусный ужин, костер, приятные разговоры и игры у костра.
Третий день путешествия неспешный.
Завтракаем, собираемся и едем на святой источник близ Солигалича. На этом путешествие «Таинственная Чухлома» заканчивается.
Вам интересно, чем закончилась упомянутая выше история с мужиком на кладбище? Когда Андрей сообщил в рацию о незнакомце, то все напряглись. То ли это привидение, то ли правда мужик… Все это на минуточку рядом со Святым болотом, окутанным преданиями и страшными историями. А дальше происходит следующее: со слов экипажа Ромы (л200): «Сидим мы значит в машине и видим, что нам навстречу (со стороны кладбища) идет мужик с рюкзаком и топором. Машину на всякий случай заблокировали.» И вот так вроде мужик с топором, который ходил на кладбище ушел в сторону жилой деревни. Так мы подумали. Если бы его на следующее утро вновь не застали на кладбище. Но это уже другая история. Уже при встрече расскажем!
Почему путешествие «с нюансами»?))) Как только мы подъезжали к какому-то внедорожному препятствию из головной машины раздавалось, что, мол, ребята все хорошо, но есть небольшие нюансы. А нюансы эти растягивались на часы…
А первая ночевка у нас была в 50 метрах от глухого заброшенного погоста… Нам будет что вспомнить. Однозначно.
Ребята, всем спасибо за участие в путешествии, за классную атмосферу, взаимопомощь, угощения! И до новых встреч! Вторая часть Чухломы запланирована на будущий год. Не переключайтесь!
PS Ну, запеваем… Тишина на Ивановском кладбище…