Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной… когда мои друзья со мной )))
Да, да… Дождь сопровождал нас на протяжении всего первого дня путешествия. Быстрый брифинг в дождевиках/под зонтами и мы прячемся в машинах, а попутно мчим к первой достопримечательности – Николо-Сольбенскому монастырю!
Красивый и необычный женский монастырь на реке Сольба в Ярославской области, купола церквей на котором не отличить от куполов знаменитого Храма Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве.
Свою историю монастырь ведёт с конца XIV века, основан предположительно одним из учеников преподобного Сергия Радонежского. В истории монастыря случались разные события. К 1914 году обитель расцвела…, чтобы исчезнуть на долгие года. Практически перед революцией 1917 года, монастырь преобразован из мужского в женский.
Сегодня в монастыре пять действующих храмов, среди них: трехэтажный корпус с храмом в честь святой блаженной Ксении Петербургской, деревянный, в стиле северного зодчества, храм преподобного Сергия Радонежского и «пещерный» храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Ведется строительство еще четырех храмов.
Мы гуляем по пустынной территории монастыря, на парковке дожидаемся опаздывающий Land Rover Discovery и уже все вместе едем к самой высокой точке Ярославской области – на Тархов-холм.
Его высота над уровнем моря 292,4 м. Известно, что люди на Тарховом холме были уже в 1800—1300 годах до н. э. — здесь найдено несколько предметов культуры той эпохи.
Почему Тархов? Согласно местным легендам в XIII веке на холме была ставка татарского хана или он здесь был похоронен. Отсюда, якобы, и название холма: Татарский хан → Тархан → Тархов.
В XIV веке на холме появилось поселение, вероятно, монастырь или монашеский скит. До революции о монастыре напоминала памятная часовня и надгробия монашеских могил.
На вершине холма в советское время установлена тригонометрическая вышка и пробурена артезианская скважина глубиной 176 м. В 2000-х годах на вершине холма установлен крест и возобновлена традиция крестного хода.
У подножия холма мы сдуваемся, потому что впереди нас ожидает подъем. Кто напрямую, кто наискосок, кто неспортивно в объездочку. Но в итоге, мы все забрались на самую вершину холма. А после сделали паузу на традиционное чаепитие.
После холма уходим на срезочку. Дождь, лужи… эх, хорошо! ))) Провели 4 часа на луже-липучке. Испачкались все! Лебедились, доставали тросы, хайджеки, шаклы, лопаты, ну и все остальное.
Решаем после веселой лужи искать место для лагеря. Примерно в 19.00 на живописной полянке не спеша, и под дождем ))) Разбиваем лагерь: ставим палатки, натягиваем тенты, разжигаем костер и готовим вкусный ужин. Спать последние болтуны разошлись в пол-второго ночи, напевая песни военных лет, которые фоном звучали весь вечер.
В 7 утра лагерь потихоньку начал просыпаться. Неторопливый завтрак, сборы и в 10 утра мы выезжаем нагонять маршрут. Что удивительно… Дождя не было! Мы едем лесными и полевыми дорожками, пересекая лужи и ручейки.
Следующая точка на маршруте — разрушенная Церковь Богоявления Господня.
Церковь построена в 1790 году. Прихожанами Церкви были жители ближайших 17 селений: 1894 мужчин и 2123 женщин. В приходе были три школы, которые содержались на средства прихожан: церковно-приходская школа, Высокушское земское училище, Путчинское земское училище. Интересный факт… Андрей Михайлович Достоевский (архитектор, мемуарист) — младший брат писателя Ф. М. Достоевского, получив назначение на должность ярославского губернского архитектора в 1867 приглашён для наблюдения за работами по расширению храма Богоявления Господня. При его участии были пристроены северный и южный приделы к храму и возведена колокольня в стиле классицизма.
Интересный Храм, на стенах местами сохранена роспись. Очень впечатлил скелет купола, который просто провалился вниз и теперь немного наклонившись лежит посередине Храма. Осторожно зашли в Церковь, прогулялись вокруг, конечно сделали фото.
Немного отъезжаем в сторону и встаем на обед. Никто не отказался от джиперской каши со свежим овощным салатом )) Да… еще были доедалки купат с ужина.
Мы держим путь в Калязин и транзитом проезжаем село, в котором прошли детские годы писателя Михаила Салтыкова-Щедрина. Решили не делать остановку дабы не тратить драгоценное время. В рацию рассказываем об этом селе, интересные факты из жизни писателя, связанные с имением Салтыковых в Заозерье. Экипаж нивы напоминает, что по одной из версий известная фраза «В России две беды — дураки и дороги» как раз принадлежит Михаилу Евграфовичу. Подпрыгивая и проваливаясь в ямы на «асфальтированной» дороге долго смеялись и прониклись к писателю, понимая почему он так редко приезжал в Заозерье уже будучи взрослым. Действительно… ничего не меняется )))
Прибываем к Калязинской радиоастрономической обсерватории. Ох, и впечатлила эта махина!
Обсерватория является подразделением Особого конструкторского бюро Московского энергетического института. Основной инструмент — радиотелескоп ТНА-1500, созданный ОКБ МЭИ. Объект введён в строй в 1992 году. В обсерватории постоянно работает 17 человек персонала. Направления исследований: спектральная радиоастрономия, физика пульсаров и пульсарная астрометрия, исследования галактических и внегалактических объектов, радиоинтерферометрия со сверхдлинными базами (РСДБ), поиск космического мусора, прием информации с КА из дальнего космоса.
Погода была классная, светило солнышко, настроение у всех было на подъеме, что способствовало проведению съемки обсерватории в стиле Пизанской башни. Кто в ладошках, кто на голове )))
Переезжаем к основной достопримечательности Калязина – затопленной колокольни посреди водохранилища.
Почему, зачем? К 1940-м годам утвердили проект Волгостроя. По этому проекту предусматривалось искусственное расширение реки Волги, создания на её акватории гидроэлектростанций. При создании Угличского водохранилища старая часть Калязина оказалась в зоне затопления. В зону затопления попадает Никольский собор (воздвигнут в 1694 году) постройки бывшего Николо-Жабенского монастыря с колокольней 1800 года постройки. Собор был разобран, а колокольню оставили в качестве маяка. В советские времена фундамент колокольни укрепили и создали искусственный островок с причалом.
На смотровой площадке к вечеру уже немного туристов, поэтому мы спокойно фотографируем колокольню и сами фотографируемся со всех красивых точек.
В Калязине ставим точку в путешествии и прощаемся с участниками. Впереди не близкая дорога домой.
Ну что… Снова получилось классное путешествие, насыщенное событиями, людьми и впечатлениями.
Спасибо всем за участие, угощения, помощь и ждем вас на следующие покатушки. Проведите и вы выходные в формате внедорожного клуба «Перепутье 4х4»!