Отчет о поездке «Калязин и окрестности. 8 и 9 мая 2021».

Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной… когда мои друзья со мной )))
Да, да… Дождь сопровождал нас на протяжении всего первого дня путешествия. Быстрый брифинг в дождевиках/под зонтами и мы прячемся в машинах, а попутно мчим к первой достопримечательности – Николо-Сольбенскому монастырю!


Красивый и необычный женский монастырь на реке Сольба в Ярославской области, купола церквей на котором не отличить от куполов знаменитого Храма Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве.


Свою историю монастырь ведёт с конца XIV века, основан предположительно одним из учеников преподобного Сергия Радонежского. В истории монастыря случались разные события. К 1914 году обитель расцвела…, чтобы исчезнуть на долгие года. Практически перед революцией 1917 года, монастырь преобразован из мужского в женский.
Сегодня в монастыре пять действующих храмов, среди них: трехэтажный корпус с храмом в честь святой блаженной Ксении Петербургской, деревянный, в стиле северного зодчества, храм преподобного Сергия Радонежского и «пещерный» храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Ведется строительство еще четырех храмов.

Мы гуляем по пустынной территории монастыря, на парковке дожидаемся опаздывающий Land Rover Discovery и уже все вместе едем к самой высокой точке Ярославской области – на Тархов-холм.
Его высота над уровнем моря 292,4 м. Известно, что люди на Тарховом холме были уже в 1800—1300 годах до н. э. — здесь найдено несколько предметов культуры той эпохи.
Почему Тархов? Согласно местным легендам в XIII веке на холме была ставка татарского хана или он здесь был похоронен. Отсюда, якобы, и название холма: Татарский хан → Тархан → Тархов.
В XIV веке на холме появилось поселение, вероятно, монастырь или монашеский скит. До революции о монастыре напоминала памятная часовня и надгробия монашеских могил.
На вершине холма в советское время установлена тригонометрическая вышка и пробурена артезианская скважина глубиной 176 м. В 2000-х годах на вершине холма установлен крест и возобновлена традиция крестного хода.

У подножия холма мы сдуваемся, потому что впереди нас ожидает подъем. Кто напрямую, кто наискосок, кто неспортивно в объездочку. Но в итоге, мы все забрались на самую вершину холма. А после сделали паузу на традиционное чаепитие.

После холма уходим на срезочку. Дождь, лужи… эх, хорошо! ))) Провели 4 часа на луже-липучке. Испачкались все! Лебедились, доставали тросы, хайджеки, шаклы, лопаты, ну и все остальное.


Решаем после веселой лужи искать место для лагеря. Примерно в 19.00 на живописной полянке не спеша, и под дождем ))) Разбиваем лагерь: ставим палатки, натягиваем тенты, разжигаем костер и готовим вкусный ужин. Спать последние болтуны разошлись в пол-второго ночи, напевая песни военных лет, которые фоном звучали весь вечер.

В 7 утра лагерь потихоньку начал просыпаться. Неторопливый завтрак, сборы и в 10 утра мы выезжаем нагонять маршрут. Что удивительно… Дождя не было! Мы едем лесными и полевыми дорожками, пересекая лужи и ручейки.

Следующая точка на маршруте — разрушенная Церковь Богоявления Господня.

Церковь построена в 1790 году. Прихожанами Церкви были жители ближайших 17 селений: 1894 мужчин и 2123 женщин. В приходе были три школы, которые содержались на средства прихожан: церковно-приходская школа, Высокушское земское училище, Путчинское земское училище. Интересный факт… Андрей Михайлович Достоевский (архитектор, мемуарист) — младший брат писателя Ф. М. Достоевского, получив назначение на должность ярославского губернского архитектора в 1867 приглашён для наблюдения за работами по расширению храма Богоявления Господня. При его участии были пристроены северный и южный приделы к храму и возведена колокольня в стиле классицизма.

Интересный Храм, на стенах местами сохранена роспись. Очень впечатлил скелет купола, который просто провалился вниз и теперь немного наклонившись лежит посередине Храма. Осторожно зашли в Церковь, прогулялись вокруг, конечно сделали фото.

Немного отъезжаем в сторону и встаем на обед. Никто не отказался от джиперской каши со свежим овощным салатом )) Да… еще были доедалки купат с ужина.

Мы держим путь в Калязин и транзитом проезжаем село, в котором прошли детские годы писателя Михаила Салтыкова-Щедрина. Решили не делать остановку дабы не тратить драгоценное время. В рацию рассказываем об этом селе, интересные факты из жизни писателя, связанные с имением Салтыковых в Заозерье. Экипаж нивы напоминает, что по одной из версий известная фраза «В России две беды — дураки и дороги» как раз принадлежит Михаилу Евграфовичу. Подпрыгивая и проваливаясь в ямы на «асфальтированной» дороге долго смеялись и прониклись к писателю, понимая почему он так редко приезжал в Заозерье уже будучи взрослым. Действительно… ничего не меняется )))

Прибываем к Калязинской радиоастрономической обсерватории. Ох, и впечатлила эта махина!

Обсерватория является подразделением Особого конструкторского бюро Московского энергетического института. Основной инструмент — радиотелескоп ТНА-1500, созданный ОКБ МЭИ. Объект введён в строй в 1992 году. В обсерватории постоянно работает 17 человек персонала. Направления исследований: спектральная радиоастрономия, физика пульсаров и пульсарная астрометрия, исследования галактических и внегалактических объектов, радиоинтерферометрия со сверхдлинными базами (РСДБ), поиск космического мусора, прием информации с КА из дальнего космоса.

Погода была классная, светило солнышко, настроение у всех было на подъеме, что способствовало проведению съемки обсерватории в стиле Пизанской башни. Кто в ладошках, кто на голове )))

Переезжаем к основной достопримечательности Калязина – затопленной колокольни посреди водохранилища.

Почему, зачем? К 1940-м годам утвердили проект Волгостроя. По этому проекту предусматривалось искусственное расширение реки Волги, создания на её акватории гидроэлектростанций. При создании Угличского водохранилища старая часть Калязина оказалась в зоне затопления. В зону затопления попадает Никольский собор (воздвигнут в 1694 году) постройки бывшего Николо-Жабенского монастыря с колокольней 1800 года постройки. Собор был разобран, а колокольню оставили в качестве маяка. В советские времена фундамент колокольни укрепили и создали искусственный островок с причалом.

На смотровой площадке к вечеру уже немного туристов, поэтому мы спокойно фотографируем колокольню и сами фотографируемся со всех красивых точек.

В Калязине ставим точку в путешествии и прощаемся с участниками. Впереди не близкая дорога домой.

Ну что… Снова получилось классное путешествие, насыщенное событиями, людьми и впечатлениями.

Спасибо всем за участие, угощения, помощь и ждем вас на следующие покатушки. Проведите и вы выходные в формате внедорожного клуба «Перепутье 4х4»!

Больше фотографий тут:

Оставьте комментарий