Укрощение состоялось! И не только Канала имени Москвы…
Встречаемся снова совсем не на МКАДе, а уже сильно ближе к месту приключений. Но по традиции, сначала культурная программа.
Первая точка – непосредственно Канал им. Москвы близ шлюза №4 и Часовня Новомучеников в память погибших каналоармейцев.
Справка:
В начале 30-х годов прошлого века из-за растущего населения и развивающейся промышленности с водоснабжением Москвы была просто беда. Москва-река настолько обмелела, что её можно было перейти вброд напротив Кремля. Остро встал вопрос водоснабжения Москвы. Откуда взять воду? Для водоснабжения Москвы, а также в транспортных целях было решено использовать ресурсы Волги, протекающей в 120 километрах к северу от столицы.
Канал строится и заполняется водой в период с 1932 – 1937 гг. При строительстве канала использовался труд заключённых — 14 сентября 1932 для строительства был создан «Дмитлаг», просуществовавший более пяти лет. Количество заключённых на строительстве канала достигало 196 тысяч человек, среди них было зафиксировано в больницах 22 842 смерти, кроме того, люди умирали на рабочих местах или были расстреляны. Но есть информация, что число заключенных, прошедших через стройку канала гораздо выше и составляет 600-700 тыс. человек. В память о строителях канала на берегу Канала имени Москвы при подходе к шлюзу №4 рядом с Музеем «Канала имени Москвы» возведена часовня Новомучеников в земле российской просиявших. Первый камень часовни был торжественно заложен 5 июля 2007 года в день открытия музея.
Общая длина канала — 128 км. Начинается канал от Иваньковского водохранилища, где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Щукино города Москвы. Особенностью канала имени Москвы, отличающей его от многих каналов мира, является то, что он не самотечный, а «энергетический»: вода из Волги в водораздельный участок поднимается насосами по пяти ступеням (четыре высотой по 8 м, а одна — первая — высотой 6 м), на концах ступеней размещены шлюзы. Трасса канала проходит через ряд водохранилищ: Иваньковское, Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское. За 5 лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 железобетонные плотины, 8 земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, 2 транспортных тоннеля, 8 аварийных и заградительных ворот, 1 водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач и другие объекты и сооружения.
Итого, канал снабжает Москву водой, служит для обводнения Москва-реки, обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области, создаёт кратчайшую водно-транспортную связь Москвы с Верхней Волгой. Благодаря системе каналов (Беломорканал, Волго-Дон) за столицей закрепилось название «порта пяти морей» — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного.
Небольшой рассказ от организаторов о канале, после которого все немного прогулялись вдоль канала, сделали фото Часовни, экспонатов музея, которые находятся на открытом воздухе. Переезжаем на следующую точку – Перемиловскую высоту.
Справка:
Перемиловская высота — место кровопролитных боёв во время Великой Отечественной войны с 27 ноября по 5 декабря 1941 года. С высоты, как на ладони, просматривается канал им. Москвы, прямо под самой высотой — шоссе на Дмитров, железная дорога, далее автодорожный мост через канал, на противоположном пологом берегу — город Яхрома, важный узел обороны.
В конце ноября 1941 г. линия фронта приближалась к каналу Москва-Волга. Над городами Дмитров и Яхрома стала летать немецкая авиация. Сам канал и даже плывущие по нему баржи немцы не бомбили, его старались сберечь для планируемого затопления Москвы. Чтобы враг не смог использовать канал и прилегающие к нему дороги в своих целях, были взорваны башни управления на соседних третьем и четвёртом шлюзах канала, железнодорожный мост между станциями Яхрома и Турист, автодорожный мост в Дмитрове.
Бои за Перемиловскую высоту развернулись 28—29 ноября 1941 года. Была и высадка немцами десанта, переодетого в красноармейскую форму, форсирование немецкими танками канала, немцы заняли высоту и продолжили преследование отступающих. Отпор смог дать бронепоезд НКВД № 73, оказавшийся на станции в Дмитрове (отразил 5 атак), затем в Дмитров пришли «Катюши» и дали залп.
Оборону на рубеже вдоль восточного берега канала им. Москвы занимали 30-я и 1-я ударная армии. Для создания дополнительных препятствий наступающему противнику было решено взорвать мост через канал. Но ещё существовала возможность форсировать канал по льду. Стояли сильные морозы под —20—30°С. Лед был прочный. С помощью шлюзов часть воды из канала была спущена в реки Яхрому, Сестру. Подо льдом образовалось безвоздушное пространство. Танки попытались перейти по льду канала, но провалились под лед, под которым не было воды. Потом воду пустили вновь и она доломала остатки льда. Канал превратился в водную преграду шириной 80 м. Пойма рек Яхромы и Сестры на многие километры оказалась затоплена и стала дополнительной преградой для наступления противника. 6 декабря началась битва за Москву, советские войска перешли в наступление по всему фронту под Москвой.
6 декабря 1966 года, в 25-летие битвы под Москвой прямо на высоте, на самой её вершине установили памятник — бросившийся в атаку бронзовый солдат с поднятым над головой автоматом.
При подъезде к Дмитрову высоко справа виднеется этот мощный памятник. При виде этой махины у участников возник непроизвольный вопрос «А как мы туда заберемся?» Ощущение, что придется забраться в гору пешком. Но… прямо к монументу ведет асфальтированная дорога, которой мы и воспользовались. Кроме нас на макушке горы гуляли лишь 2 козла с хозяевами, здесь находится одноименная деревня — Перемилово. Небольшой рассказ о знаменитой высоте, фотографируем открывающуюся панораму, потом делаем совместное фото участников и мы готовы покорять бездорожье.
А началось оно прямо тут. Травим колеса и понеслась! Непростой спуск с горы по размокшей глине, осенние внедорожные лужи. Встреча застрявших одиноких джип-туристов: вытащили из лужи Тойоту Рав 4, а потом помогли вернуть почву под колесами Хендай Санта Фе, который висел уже без некоторых деталек над рекой Яхрома.
На перекус встаем на берегу реки. Чай, кофе, бутерброды, а детям и сладости! Участники тоже угощали запасенными вкусностями. Домашние пирожки с мясом и тортики от Романа (экипаж Мицубиси л200) и вкуснейшее сало от экипажа Михаила (Ниссан Патфайндер). Ребята, спасибо вам большое!
Ну а впереди у нас было много засад! С виду «несложные» лужи оказывались не очень то и простыми. Разматывать лебедки приходилось частенько. Дорога по лесу была симпатичной и одновременно разнообразной: петляли, поднимались, спускались. Приятно провели время у «комплексной» лужи, где возможности своих внедорожников испытывали те, кому хотелось погорячее. Насладились внедорожным шоу в исполнении Сузуки Джимни и Мицубиси Л200! Наша любимая просека также порадовала наличием луж: народ проводил время в свое удовольствие. Хочешь «нырнуть» — пожалуйста, а если не готов — объехать тоже можно без проблем.
Чуть далее нас ждал спуск к реке Яхрома, ее форсирование и дальнейший подъем, занявшие значительное время. Застревания начались еще при подъезде к реке. Брод пройден без проблем, но подъем в гору оказывается не простым. Начали подниматься засветло, закончили затемно. Здесь мы узнали, что Сузуки Джимни не только сам может подняться в скользкую гору, но и вытянуть Тойоту Фортунер, л200, Ниссан Патфайндер , TLC80 и не только!!!. Еще несколько преодолений гравитации, и мы встаем на ужин. Не все доехали до места ужина сами. Во время подъема заглох и отказывался заводиться УАЗ патриот.
Все подустали, поэтому теплый чай, кофе, а затем джиперская каша с купатами, да с закусочками, конечно пришлись кстати! К слову, здесь нас снова ожидало угощение… на этот раз от экипажа Пупцов (УАЗ Патриот). Нас накормили вкусными пирожками и яблоками по очень классной причине. Ребята недавно зарегистрировали брак и захотели разделить эту радость с клубом Перепутье. Ну… Перепутье конечно же с удовольствием это событие отметило)! Для ребят мы провели не просто официальную регистрацию отношений, а настоящую джиперскую церемонию бракосочетания с клятвами! Для верности, брачные узы скрепили тросом, подарками и безалкогольным вином)
На этом официальная часть покатушки заканчивается и основная колонна под предводительством Сузуки Джимни едет на асфальт. Оставшийся путь на асфальт был непрост: приходилось копать, и бортировать слетевшие колеса. В итоге, ребята успешно выезжают на твердую дорогу!
Задача же оргов — доставить неработающий УАЗ Патриот на асфальт. В составе спасателей шесть экипажей (присоединяются и некоторые участники), начинающих операцию и успешно ее завершающих. УАЗ Патриот вытягивают паровозом из сцепки машин. В пол-второго ночи оставшаяся команда доезжает до асфальта. УАЗ Патриот ждет эвакуатор, мы прощаемся с участниками и держим путь домой. Покатушка завершена!
Напоследок, хотелось бы сказать слова благодарности Андрею (Сузуки Джимни), и всей команде, принявшей участие в спасении Салатового Патриота!
Присоединяйтесь к нам снова! Точно не заскучаете!
Проведите выходной в формате Перепутья 4х4!