Друзья, наконец в этом году желание поехать на север европейской части России совпало с возможностью! Причем, на эту слегка авантюрную поездку, решились достаточно много экипажей, поэтому собралась отличная компания. Да, конечно мы попали не на тот север, к которому готовились, и посмотрели не все, что могли бы. Но все точно привезли незабываемый багаж впечатлений! И конечно, на будущее создан задел: если захотим вернуться, понимание куда еще хочется поехать, а где побывать повторно, точно теперь есть! Начинаем очерк по дням.)
День первый.
Еще на стадии обсуждения маршрута поездки, договорились, что по дороге в Заполярье, посмотрим разные интересные и красивые места. Поэтому встреча участников пробега была назначена в Ярославле. Несмотря на отключение навигации в городе, в назначенное время на месте были все, кроме 4 экипажей, решивших присоединиться позже. Многие соклубники уже вместе ездили, в том числе в многодневные поездки. Поэтому сразу появилось теплое чувство от нахождения в кругу близких по духу людей)
Ярославль город не маленький, и богат на достопримечательности. Тут можно с интересом провести и пару дней! Но мы решили ограничиться только историческим центром.
А затем и прогуляться по стрелке до места впадения реки Которосль в Волгу.
Вроде мы уехали севернее Москвы, но на прогулке по городу обливались потом — жара стояла градусов 30, и даже близость реки не спасала.
Поэтому, закончив с культурной разминкой, грузимся в машины и едем в сторону рыбинского водохранилища. Перегон получился относительно не долгим, а далее основной задачей стало найти место на берегу для нашей немаленькой компании. Помогло то, что экипаж Андрея на Фортюнере примерно знал район берега, где много вариантов хороших стоянок. И конечно, повезло в том, что вечером воскресенья многие уезжали по домам. Хотя многие, судя по всему, приезжают сюда и на целый отпуск. Но так или иначе, мы чудом заняли поляну, вместившую всех! К тому же рядом практически не было соседей. Вода в Рыбинке была близка по температуре к южным морям, поэтому поставив лагерь, все окунулись и не по разу.
Финал дня с потрясающе красивым закатом поразил многих! И даже пошли разговоры: мол ну его, этот холодный и дождливый север — вот счастье и больше нечего желать и не стоит никуда ехать, а надо провести тут две недели))) С такими мыслями разошлись спать, чтобы утром встать вовремя.
День второй.
Утром народ собирался неохотно, успев даже искупаться. Но тем не менее, всем хотелось двигаться далее к целям в Заполярье! Держим путь на север, вдоль берега Рыбинского водохранилища. Череповец проезжаем насквозь, особенно не понимая что это за город. То что он большой и развитый — сомнений нет.
Недалеко от начала самого города, нас встретил самолет на развязке.
Запомнился также красивый и большой мост через р. Шексну. Сфотографировать его не получилось, но зато сняли на видео, которое выложим позже).
Получив выговор от уборщицы за выкидывание мусора в помойку, стоящую на улице (мол мы не платим за вывоз), невольно вспомнили Дагестан в 2023, где также были огромные проблемы с мусором и его утилизацией…
Делаем еще рывок по шоссе, чтобы попасть в город Кириллов. Здесь во время прогулки мы осмотрели мощный и красивый монастырь, живописно дополняющий красоту озера по соседству. Немного портит впечатление коммерциализация святого места — монастырь пока не вернули РПЦ, пока тут государственный музей. Сувениры недешевые, дорогое кафе с простой едой, билеты на «золотые экскурсии». При том, что состояние фонда далеко не идеальное. Тем не менее, абстрагируемся от мирского, и смотрим вокруг все-таки под другим углом.
Между прочим, тут снимали фрагменты фильма «Апостол» с Евгением Мироновым в главной роли.
Погуляв и покушав, собираемся ехать в Вытегру. Пасмурная погода и моросящий дождь, переходящий иногда в ливень, не пугают нас и не заставляют отказаться от посещения еще одной точки. На краю старинного села, состоящего наполовину из старых крепких и основательных срубов, расположена старая церковь. Дерево даже в этих широтах, не говоря о более северных, стоит гораздо дольше, чем в центральной и южной части страны, но и здесь годы берут свое. Волонтеры приезжают каждое лето реставрировать старинное здание. Мы разговорились с ребятами, рассказавшими нам много интересного про храм и свою работу. Также нам разрешили подняться на колокольню, благо она укреплена, и восстановлены лестницы внутри. Виды наверху не захватывают дух, но зато умиротворяют.
Дождь снова начинает моросить, прервав паузу, слово выделенную для нашего посещения храма. Мы же, группами, доезжаем до Вытегры, чтобы провести ночь в гостиницах.
День третий.
Выспавшись в кроватках, пакуемся и едем на точку сбора. Сегодня она на парковке музея славы моряков. Мы решили посетить этот музей, поскольку это одно из обязательных мест к посещению в Вытегре.
Причем можно осмотреть знаменитую подлодку самостоятельно, но мы настоятельно советуем не скупится на покупку экскурсию. Нас было достаточно много и поэтому народ разбили на две группы. Экскурсия не занудная, проходит задорно, и на ее протяжении узнаешь действительно много интересных фактов как и про эту лодку, так и вообще про подводников.
В конце дается свободное время для фотографирования внутри и снаружи, но конечно самый шик — подняться по лестнице в верхнюю рубку!
Да, на этой точке мы встретились с двумя экипажами, шедшие первый день самостоятельно. Движение на север продолжается, и через некоторое время наша дорога сменяется грейдером, идущим по берегу Онежского озера.
Впереди нас ждет место силы, популярное у жителей Вытегорского района. Гора Андома мало того что сложена из древних пород, содержащих кучу окаменелостей, так еще пи просто красивое возвышенное место. Виды тут такие, что кажется что попал если не на Крымское побережье, то уж точно на Таманский берег Азовского моря! Грех не сфотографировать всем вместе, а потом по традиции, прокричать желание в сторону озера, чтобы оно непременно сбылось. Наше сбылось, советуем и вам попробовать)
В траве неподалеку нашли простое средство механизации труда. Знаете что это? Пишите в комментариях!
На повороте к следующей точке ловим еще один экипаж, и далее едем все вместе! Настоящая северная деревенька на берегу красивой речки выглядит особенно живописно.
Конечно, доминантой служат старые деревянные храмы. Один, правда, уже покосился и завалился, но большая шатровая церковь стоит на своем месте не одно столетие.
Деревня пока не туристическая, и в речке купалась обычная компания детишек. Новый мост из дерева построен также, как строили мосты еще задолго до появления автомобилей.
Правда, уже и тут нашелся местный пацан, услужливо предлагающий купить магниты!) Поскольку это пока самодельные, не китайские, покупаем!
В очередной раз понимаем, что поехать на север не через Питер, было правильным решением. Трасса тут отличного качества, но движение при этом не активное, и можно ехать с приличной скоростью не напрягаясь, любуясь пейзажами вокруг!
Ближе к вечеру, заезжаем еще на один погост. Он стоит прямо на мысе, выдающемся в Онегу. Высота берега тут небольшая, и очевидно, кладбище и красивый храм иногда подтапливает. Тем не менее, постройка из дерева пока в очень хорошем состоянии.
Проехав еще несколько километров, встаем на поляне над озером. К воде идет тропинка по склону, так что желающие смогли искупаться.
Обещанный дождь длился минут 10 и толком не намочил ни нас, ни вещи.
На удивление отмечаем, что комаров и мошки очень мало, что делает посиделки вечером более комфортными. Да, полянка не большая и встали мы более чем плотно, но зато все успели хорошо пообщаться за ужином.
Песни у костра, да под гитару были шикарным завершением дня! Спасть всех пришлось буквально загонять, поскольку полноценная темнота так и не настала, несмотря на поздний час.)
День четвертый.
Отлично выспавшись, сворачиваем лагерь. Завтракаем не спеша, поскольку большинство встало раньше официального подъема в 8 часов и время с запасом.
Покидаем приятный лесок, и движемся по трассе снова на север. Дорога приводит нас в Медвежьегорск. В наши планы тут входит посещение финской линии обороны. Относительно недавно тут открыли музей «Замок Кархумяки».
Экспозиция и рассказы молодых экскурсоводов пока сыроваты. Однако, мы всячески поддерживаем такие начинания, тем более что команда музея старается! Вокруг города сохранились несколько таких укрепленных подземных фортификаций. По периметру казарм, высеченных в скалах и залитых бетоном, расположено множество огневых точек для стрельбы из пушек и пулеметов. Побывать тут однозначно стоит!
Для контраста, самостоятельно осматриваем еще одну укрепленную казарму, но уже не облагороженную. Разница налицо, но первосортные руины без ухода, по своему романтичны. Так что побродили внутри с удовольствием.
Неподалеку в лесу, нашли так называемые «зубы дракона». Эти треугольные камушки финны рассыпали в местах вероятного наступления советских танков.
При этом, находятся они в приличном овраге, куда мы спускались на пониженных.
Пообедав рядом со старым укрепрайоном, попутно набираем черники, и наедаемся ее до отвала)))
Трасса снова сменяет лесные дорожки и мы едем к одному мощному и прекрасному карельскому водопаду. Не сказать, что Воицкий Падун спрятан в глуши, и его не посещают туристы. Просто, основной поток, как мы говорили ранее, идет через Питер и Петрозаводск. Поэтому в той стороне и смотрят водопады)
Ну что ж, мы же насладились мощью пенящейся и бурлящей воды, сделав много разных фото! Этот водопад, на наш взгляд, точно достоин внимания!
Погуляв у водопада с часок, бежим на расположенный рядом шлюз Беломоро-Балтийского канала. Пока рассказывали немного истории, подошло судно и началось шлюзование. Рассказ словно ожил, благодаря такому дополнению! Снимать охрана шлюза запретила, но вот смотреть — пожалуйста. Очень повезло, что застали этот интересный процесс!
На этом программа дня закончена, и все едут в гостиницы Беломорска уже в свободном режиме.
День пятый.
Проснувшись в Беломорске, едем на парковку у начала эко-тропы. Рядом с парковкой идет масштабная стройка: просматриваются кафе, гостиница и другая туристическая инфраструктура. А все потому, что тропа ведет к Беломорским петроглифам. Прогулявшись по лесу, выходим на большую поляну. Именно здесь в давние времена была стоянка древних племен.
Местные жители увековечили себя, нацарапав на поверхности камней различные рисунки: изображения людей пеших, в лодке, и даже лыжников!; также тут полно животных и сцен охоты. Не все рисунки видно сразу и под любым углом. В отличие от пещерной живописи, тут не наносили краситель, а снимали часть породы. Возможно для контраста, все силуэты обводили краской, но она не сохранилась.
Как понятно по этим лыжникам, для лучшей видимости рисунки надо полить водой. Правда, нас за это отругала местный экскурсовод — мол через некоторое время до высыхания видно будет хуже всего. Мы так и не поняли причин наездов, ведь проводя экскурсии можно всем брать с сбой складные не тяжелые ведерки. Благо воды тут в избытке.
Не обращаем внимание на недовольных, и ищем новые и новые изображения. В азарте, находим все больше творений древних художников!
Рисунки разных размеров — от нескольких сантиметров до метров в поперечнике.
Далее по тропе была еще одна поляна с петроглифами, но на нее мы уже не пошли, а вернулись в машины. Часть поспешила ехать скорее на север, но часть решали пообедать на берегу Беломорканала, а заодно и искупаться бодрящей водичке)
Тронувшись в дорогу, сначала кайфовали от шикарной дороги:
Пока не уткнулись в полосу ремонтов с участками реверсивного движения
Следующая точка не совсем достопримечательность, но проехать мимо не смогли. Кафе Тэдино известно многим из тех, кто ездил в Мурманскую область. Стоящее на трассе в местах, где кафе очень мало, в отличие от южных направлений, Тэдино умудряется предложить вкусные блюда из мяса и рыбы по относительно доступным ценам.
Всякая лосятина, оленина, пикша, треска и тд ждут вас! Причем даже при большом потоке, обслужат вас достаточно быстро. Так что будете проездом, не забудьте сюда заглянуть. Скорее всего, будете довольны!
После вкусной трапезы, нас ждало еще одно знаковое место, где трассу пересекает полярный круг. К сожалению, стела с эмблемой Заполярья была демонтирована, но мы все равно совершили обряд на удачу напротив ее бетонного основания. Для этого все машины глушили и толкали вручную через полярный круг) Не знаем, работает ли примета, но настроение этот обряд точно поднимает!)))
И вот под вечер, а точнее в почти бесконечный полярный день, мы въезжаем в Мурманскую область, где пройдет остальная часть поездки!
День шестой.
Ночевка в Кандалакше отчетливо напомнила нам, что мы сильно севернее, чем привычнее. И даже в два и три ночи, тут совсем не сумерки. Шторы на окнах и усталость от впечатлений помогли спать крепко) Утром центр города осматривают те, кто не успел вечером. Приятно, что и здесь, в некрупном городе в провинции, стараются сделать и зоны отдыха, да и в целом облагораживают облик населенного пункта.
Различные арт-объекты, тропинки, детские площадки, и конечно повсеместно видим местный слоган «На севере — жить!
На пляже находим забавные водоросли, с отростками, похожими на мини огурцы. Оказывается, это местный деликатес, который подают в некоторых ресторанах и кафе.
Собираемся в колонну на парковке магазина, и выдвигаемся на восток. У нас сегодня первое запланировано погружение в природу Кольского полуострова.
Немного отъехав от города, любуемся панорамами Белого моря: водная гладь перемежается островами. Благо, обзорных точек на возвышенности тут хватает. Нам особенно понравились виды с мини скалистой горы, поросшей соснами. Взойдя на вершину, нафоткались от души!)
Перегон по асфальту не утомителен, поскольку движение минимальное, а виды по сторонам весьма красивые!
Заезжаем в крупное село с заправкой. На всякий случай, заливаем баки по полной. Не сказать, что нам предстоит очень далеко ехать, но все же лучше иметь запас.
На обед встаем на берегу моря. Прибой успокаивает и убаюкивает, а поскольку достаточно тепло, не верится, что мы на севере. Грибов вокруг нас не мало, но все они старые, и набрать на жареху не выходит. А все потому, что мы попали в то время, когда почти не было дождей.
После перекуса, прежде чем вернуться на асфальт, едем по дороге вдоль берега. Тут можно встретить настоящие рыбацкие домики, какие были тут при поморах.
Шоссе местного значение обрамлено хвойным лесом со мхами. Смотрится это все фантастически классно, да и воздух тут очень приятный — из смеси морской свежести и запаха хвои.
И вот асфальт заканчивается, и нас ждут десятки километров дороги, отсыпанной гравием.
Стравив колеса, едем до села Варзуга (ударение на первый слог), стоящего на одноименной реке. Старое рыбацкое поселение видало многое на своем веку. Часть домов стоит на противоположном берегу, и добраться туда можно только на лодках. С нашей же стороны расположен красивый ансамбль деревянной архитектуры. Не Кижи, но то же очень впечатляет. Отдельно стоят главы, заготовленные для реставрации, но не поставленные наверх, поскольку, вроде как, сделали их с браком. Теперь как арт объект.
йн
Чуть позже, с удовольствием меняем гравийное покрытие на песчаные дорожки.
А все для того, чтобы попасть на Кузоменские пески. Некоторые ошибочно называют это место северной пустыней, хотя это не верно. Массив барханов тут не является пустыней и в сети полно информации как по терминологии, так и по истории этих песков. В любом случае, место тут красивое, это точно. Дорога петляя выводит нас нас на берег моря.
Туристов и рыбаков тут хватает, но хорошо, что пока просторов достаточно для всех! В том числе, можно проехать по дороге на кромке воды, не помешав никому несколько километров! Шикарный пляж!
Наконец, мы доезжаем до самой западной точки нашего путешествия на Кольском — тут река Варзуга впадает в Белое море.
Обратно едем через село, и песок тут становится более рыхлым и заметно тормозит автомобили. Ассоциации с пустыней неизбежны)
Возвращаемся на гравийное шоссе. Нас ждет еще одна точка — мыс Корабль и Чаячья скала. Мыс известен тем, что ранее тут добывали аметисты. Сейчас жилы обеднились, и разработки прекращены. Зато по прежнему, для всех доступно другое сокровище — красоты этих мест!
Вернувшись на асфальт, делаем финальный перегон дня до места ночевки. Встаем не далеко от моря. Погода без ветра и теплая, так что прятаться в лес не обязательно. Вечерние прогулки вдоль берега понравились всем: что ни говори, приятно дышать воздухом с нотками соли! Находим на берегу труп тюленя, лишний раз напомнившего о законах природы. А здесь она гораздо ближе, чем в городах. Также, как из под земли, появились два мужичка-боровичка. Сфоткали нас, и несколько автомобилей. Мол что если набедокурим и устроим пожар или иной вред природе, сообщат куда надо. Видели их не все, и были они на самом деле или нет не понятно. Может правда товарищи с активной гражданской позицией, а может и духи леса….
Часть ребят подростков прощелкали прилив, и остались на островках. Хорошо старшие товарищи в сапогах пришли на помощь))
Довольные, наобщавщись, идем в итоге спать.
День седьмой.
Как же приятно просыпаться на берегу моря! Мало того, что нас окутывал характерный запах соли, так он еще и замешан на аромат можжевельника, окружавшего нас! Ясное небо тоже как подарок, поэтому собравшись чуть раньше срока, просто наслаждаемся местом пребывания, ожидая те экипаж, кто паковался более размеренно)
И вот мы на дороге. Нас ждет километров 30 по асфальту, что очень мало на фоне предыдущих дней. Затем мы едем на прибрежную дорогу, местами идущую по пляжу. Правда, выехать на песок надо было пораньше, поскольку местные отдыхающие располагали свои лагеря прямо на дороге. Несмотря на подпитость отдельных товарищей, все удачно выезжаем на песок и с него попадаем на лесную приятную дорогу. В паре мест она идет достаточно круто вверх, а за тем — вниз.
Но в целом проблем нет, кроме разъездов с нечастой «встречкой».
Через несколько километров, мы выкатываемся на берег, к нашей цели — музею поморской жизни Тоня Тетрина. Не побоимся сказать, что место это уникальное и держится только на энтузиазме нескольких человек. Экспозиции в строениях, сами строения и выставки под открытым небом — все это требует ухода и поддержания. За время проведенное на экскурсии, мы узнали много фактов о жизни поморов, а также саамов. Услышали про тонкости выживания на севере, про рыбный и соляной промыслы. Многие факты поражают воображение, а интерактивности тут тоже хватает: можно и китовый ус потрогать, и соль местную попробовать.
Рассказы экскурсоводов словно оживляют предметы и всю обстановку вокруг. К слову, нам повезло даже сфотографировать двух поморов)
Всех наших соклубников угостили вкусный бульоном, а детям перепало и нежное мясо с косточек!
В целом, однозначно рекомендуем заехать в это рыбацкое поселение!
Следуя совету владельца музея, едем в сторону первого пляжа, чтобы проскочить до начала прилива. Делаем общее фото на мысе на память.
Далее разделяемся: часть экипажей хочет пораньше приехать в Кировск для приведения себя в порядок в гостиницах. Другая же не торопится и останавливается для обеда в уютной бухте. Из-за небольшой глубины вода тут неплохо прогрелась, так что мы не только окунаемся в Белое море, но даже немного купаемся!
А далее выезжаем на шоссе не через уже затопленный пляж, а по лесной дороге. Ее, к слову, нам тоже посоветовал основатель музея. В целом она легко проходима, но местами устраиваем триал по камням, и даже попался небольшой бродик.
Потихоньку возвращаемся на шоссе, которое ведет на север полуострова, и мчим на всех порах. Пока впереди нас ждет Кировск, переваливаемся с холма на холм и любуемся красивейшими долинами, где в обрамлении из хвойных лесов полно озер разного размера.
Продолжение следует….