Путешествие на Кольский 2024г.

Друзья, наконец в этом году желание поехать на север европейской части России совпало с возможностью! Причем, на эту слегка авантюрную поездку, решились достаточно много экипажей, поэтому собралась отличная компания. Да, конечно мы попали не на тот север, к которому готовились, и посмотрели не все, что могли бы. Но все точно привезли незабываемый багаж впечатлений! И конечно, на будущее создан задел: если захотим вернуться, понимание куда еще хочется поехать, а где побывать повторно, точно теперь есть! Начинаем очерк по дням.)

День первый.

Еще на стадии обсуждения маршрута поездки, договорились, что по дороге в Заполярье, посмотрим разные интересные и красивые места. Поэтому встреча участников пробега была назначена в Ярославле. Несмотря на отключение навигации в городе, в назначенное время на месте были все, кроме 4 экипажей, решивших присоединиться позже. Многие соклубники уже вместе ездили, в том числе в многодневные поездки. Поэтому сразу появилось теплое чувство от нахождения в кругу близких по духу людей)
Ярославль город не маленький, и богат на достопримечательности. Тут можно с интересом провести и пару дней! Но мы решили ограничиться только историческим центром.

А затем и прогуляться по стрелке до места впадения реки Которосль в Волгу.

Вроде мы уехали севернее Москвы, но на прогулке по городу обливались потом — жара стояла градусов 30, и даже близость реки не спасала.

Поэтому, закончив с культурной разминкой, грузимся в машины и едем в сторону рыбинского водохранилища. Перегон получился относительно не долгим, а далее основной задачей стало найти место на берегу для нашей немаленькой компании. Помогло то, что экипаж Андрея на Фортюнере примерно знал район берега, где много вариантов хороших стоянок. И конечно, повезло в том, что вечером воскресенья многие уезжали по домам. Хотя многие, судя по всему, приезжают сюда и на целый отпуск. Но так или иначе, мы чудом заняли поляну, вместившую всех! К тому же рядом практически не было соседей. Вода в Рыбинке была близка по температуре к южным морям, поэтому поставив лагерь, все окунулись и не по разу.

Финал дня с потрясающе красивым закатом поразил многих! И даже пошли разговоры: мол ну его, этот холодный и дождливый север — вот счастье и больше нечего желать и не стоит никуда ехать, а надо провести тут две недели))) С такими мыслями разошлись спать, чтобы утром встать вовремя.

 

День второй.

Утром народ собирался неохотно, успев даже искупаться. Но тем не менее, всем хотелось двигаться далее к целям в Заполярье! Держим путь на север, вдоль берега Рыбинского водохранилища. Череповец проезжаем насквозь, особенно не понимая что это за город. То что он большой и развитый — сомнений нет.

Недалеко от начала самого города, нас встретил самолет на развязке.

Запомнился также красивый и большой мост через р. Шексну. Сфотографировать его не получилось, но зато сняли на видео, которое выложим позже).

Получив выговор от уборщицы за выкидывание мусора в помойку, стоящую на улице (мол мы не платим за вывоз), невольно вспомнили Дагестан в 2023, где также были огромные проблемы с мусором и его утилизацией…

Делаем еще рывок по шоссе, чтобы попасть в город Кириллов. Здесь во время прогулки мы осмотрели мощный и красивый монастырь, живописно дополняющий красоту озера по соседству. Немного портит впечатление коммерциализация святого места — монастырь пока не вернули РПЦ, пока тут государственный музей. Сувениры недешевые, дорогое кафе с простой едой, билеты на «золотые экскурсии». При том, что состояние фонда далеко не идеальное. Тем не менее, абстрагируемся от мирского, и смотрим вокруг все-таки под другим углом.

Между прочим, тут снимали фрагменты фильма «Апостол» с Евгением Мироновым в главной роли.

Погуляв и покушав, собираемся ехать в Вытегру. Пасмурная погода и моросящий дождь, переходящий иногда в ливень, не пугают нас и не заставляют отказаться от посещения еще одной точки. На краю старинного села, состоящего наполовину из старых крепких и основательных срубов, расположена старая церковь. Дерево даже в этих широтах, не говоря о более северных, стоит гораздо дольше, чем в центральной и южной части страны, но и здесь годы берут свое. Волонтеры приезжают каждое лето реставрировать старинное здание. Мы разговорились с ребятами, рассказавшими нам много интересного про храм и свою работу. Также нам разрешили подняться на колокольню, благо она укреплена, и восстановлены лестницы внутри. Виды наверху не захватывают дух, но зато умиротворяют.

Дождь снова начинает моросить, прервав паузу, слово выделенную для нашего посещения храма. Мы же, группами, доезжаем до Вытегры, чтобы провести ночь в гостиницах.

 

День третий.

Выспавшись в кроватках, пакуемся и едем на точку сбора. Сегодня она на парковке музея славы моряков. Мы решили посетить этот музей, поскольку это одно из обязательных мест к посещению в Вытегре.

Причем можно осмотреть знаменитую подлодку самостоятельно, но мы настоятельно советуем не скупиться на покупку экскурсии. Нас было достаточно много и поэтому народ разбили на две группы. Экскурсия не занудная, проходит задорно, и на ее протяжении узнаешь действительно много интересных фактов как и про эту лодку, так и вообще про подводников.

В конце дается свободное время для фотографирования внутри и снаружи, но конечно самый шик — подняться по лестнице в верхнюю рубку!

Да, на этой точке мы встретились с двумя экипажами, шедшие первый день самостоятельно. Движение на север продолжается, и через некоторое время наша дорога сменяется грейдером, идущим по берегу Онежского озера.

Впереди нас ждет место силы, популярное у жителей Вытегорского района. Гора Андома мало того что сложена из древних пород, содержащих кучу окаменелостей, так еще пи просто красивое возвышенное место. Виды тут такие, что кажется что попал если не на Крымское побережье, то уж точно на Таманский берег Азовского моря! Грех не сфотографировать всем вместе, а потом по традиции, прокричать желание в сторону озера, чтобы оно непременно сбылось. Наше сбылось, советуем и вам попробовать)

В траве неподалеку нашли простое средство механизации труда. Знаете что это? Пишите в комментариях!

На повороте к следующей точке ловим еще один экипаж, и далее едем все вместе! Настоящая северная деревенька на берегу красивой речки выглядит особенно живописно.

Конечно, доминантой служат старые деревянные храмы. Один, правда, уже покосился и завалился, но большая шатровая церковь стоит на своем месте не одно столетие.

Деревня пока не туристическая, и в речке купалась обычная компания детишек. Новый мост из дерева построен также, как строили мосты еще задолго до появления автомобилей.

Правда, уже и тут нашелся местный пацан, услужливо предлагающий купить магниты!) Поскольку это пока самодельные, не китайские, покупаем!

В очередной раз понимаем, что поехать на север не через Питер, было правильным решением. Трасса тут отличного качества, но движение при этом не активное, и можно ехать с приличной скоростью не напрягаясь, любуясь пейзажами вокруг!

Ближе к вечеру, заезжаем еще на один погост. Он стоит прямо на мысе, выдающемся в Онегу. Высота берега тут небольшая, и очевидно, кладбище и красивый храм иногда подтапливает. Тем не менее, постройка из дерева пока в очень хорошем состоянии.

Проехав еще несколько километров, встаем на поляне над озером. К воде идет тропинка по склону, так что желающие смогли искупаться.

Обещанный дождь длился минут 10 и толком не намочил ни нас, ни вещи.

На удивление отмечаем, что комаров и мошки очень мало, что делает посиделки вечером более комфортными. Да, полянка не большая и встали мы более чем плотно, но зато все успели хорошо пообщаться за ужином.

Песни у костра, да под гитару были шикарным завершением дня! Спать всех пришлось буквально загонять, поскольку полноценная темнота так и не настала, несмотря на поздний час.)

 

День четвертый.

Отлично выспавшись, сворачиваем лагерь. Завтракаем не спеша, поскольку большинство встало раньше официального подъема в 8 часов и время с запасом.

Покидаем приятный лесок и движемся по трассе снова на север. Дорога приводит нас в Медвежьегорск. В наши планы тут входит посещение финской линии обороны. Относительно недавно тут открыли музей «Замок Кархумяки».

Экспозиция и рассказы молодых экскурсоводов пока сыроваты. Однако, мы всячески поддерживаем такие начинания, тем более что команда музея старается! Вокруг города сохранились несколько таких укрепленных подземных фортификаций. По периметру казарм, высеченных в скалах и залитых бетоном, расположено множество огневых точек для стрельбы из пушек и пулеметов. Побывать тут однозначно стоит!

Для контраста, самостоятельно осматриваем еще одну укрепленную казарму, но уже не облагороженную. Разница налицо, но первосортные руины без ухода, по своему романтичны. Так что побродили внутри с удовольствием.

Неподалеку в лесу, нашли так называемые «зубы дракона».  Эти треугольные камушки финны рассыпали в местах вероятного наступления советских танков.

При этом, находятся они в приличном овраге, куда мы спускались на пониженных.

Пообедав рядом со старым укрепрайоном, попутно набираем черники, и наедаемся ее до отвала)))

Трасса снова сменяет лесные дорожки и мы едем к одному мощному и прекрасному карельскому водопаду. Не сказать, что Воицкий Падун спрятан в глуши, и его не посещают туристы. Просто, основной поток, как мы говорили ранее, идет через Питер и Петрозаводск. Поэтому в той стороне и смотрят водопады)

Ну что ж, мы же насладились мощью пенящейся и бурлящей воды, сделав много разных фото! Этот водопад, на наш взгляд, точно достоин внимания!

Погуляв у водопада с часок, бежим на расположенный рядом шлюз Беломоро-Балтийского канала. Пока рассказывали немного истории, подошло судно и началось  шлюзование. Рассказ словно ожил, благодаря такому дополнению! Снимать охрана шлюза запретила, но вот смотреть — пожалуйста. Очень повезло, что застали этот интересный процесс!

На этом программа дня закончена, и все едут в гостиницы Беломорска уже в свободном режиме.

 

День пятый.

Проснувшись в Беломорске, едем на парковку у начала эко-тропы. Рядом с парковкой идет масштабная стройка: просматриваются кафе, гостиница и другая туристическая инфраструктура. А все потому, что тропа ведет к Беломорским петроглифам. Прогулявшись по лесу, выходим на большую поляну. Именно здесь в давние времена была стоянка древних племен.

Местные жители увековечили себя, нацарапав на поверхности камней различные рисунки: изображения людей пеших, в лодке и даже лыжников! Также тут полно животных и сцен охоты. Не все рисунки видно сразу и под любым углом. В отличие от пещерной живописи, тут не наносили краситель, а снимали часть породы. Возможно для контраста, все силуэты обводили краской, но она не сохранилась.

Как понятно по этим лыжникам, для лучшей видимости рисунки надо полить водой. Правда, нас за это отругала местный экскурсовод — мол через некоторое время до высыхания видно будет хуже всего. Мы так и не поняли причин наездов, ведь проводя экскурсии можно всем брать с сбой складные не тяжелые ведерки. Благо воды тут в избытке.

Не обращаем внимание на недовольных, и ищем новые и новые изображения. В азарте, находим все больше творений древних художников!

Рисунки разных размеров — от нескольких сантиметров до метров в поперечнике.

Далее по тропе была еще одна поляна с петроглифами, но на нее мы уже не пошли, а вернулись в машины. Часть поспешила ехать скорее на север, но часть решила пообедать на берегу Беломорканала, а заодно и искупаться в бодрящей водичке)

Тронувшись в дорогу, сначала кайфовали от шикарной дороги:

Пока не уткнулись в полосу ремонтов с участками реверсивного движения

Следующая точка не совсем достопримечательность, но проехать мимо не смогли. Кафе Тэдино известно многим из тех, кто ездил в Мурманскую область. Стоящее на трассе в местах, где кафе очень мало, в отличие от южных направлений, может предложить вкусные блюда из мяса и рыбы по относительно доступным ценам.

Всякая лосятина, оленина, пикша, треска и т.д. были нами отведаны! Причем даже при большом потоке, обслуживание достаточно быстрое. Так что будете проездом, не забудьте сюда заглянуть. Скорее всего, будете довольны!

После вкусной трапезы, нас ждало еще одно знаковое место, где трассу пересекает полярный круг. К сожалению, стела с эмблемой Заполярья была демонтирована, но мы все равно совершили обряд на удачу напротив ее бетонного основания. Для этого все машины глушили и толкали вручную через полярный круг) Не знаем, работает ли примета, но настроение этот обряд точно поднимает!)))

И вот под вечер, а точнее в почти бесконечный полярный день, мы въезжаем в Мурманскую область, где пройдет остальная часть поездки!

 

День шестой.

Ночевка в Кандалакше отчетливо напомнила нам, что мы сильно севернее, чем привычнее. И даже в два и три ночи, тут совсем не сумерки. Шторы на окнах и усталость от впечатлений помогли спать крепко) Утром центр города осматривают те, кто не успел вечером. Приятно, что и здесь, в некрупном городе в провинции, стараются сделать и зоны отдыха, да и в целом облагораживают облик населенного пункта.

Различные арт-объекты, тропинки, детские площадки, и конечно повсеместно видим местный слоган «На севере — жить!

На пляже находим забавные водоросли, с отростками, похожими на мини огурцы. Оказывается, это местный деликатес, который подают в некоторых ресторанах и кафе.

Собираемся в колонну на парковке магазина, и выдвигаемся на восток. У нас сегодня первое запланировано погружение в природу Кольского полуострова.

Немного отъехав от города, любуемся панорамами Белого моря: водная гладь перемежается островами. Благо, обзорных точек на возвышенности тут хватает. Нам особенно понравились виды с мини скалистой горы, поросшей соснами. Взойдя на вершину, нафоткались от души!)

Перегон по асфальту не утомителен, поскольку движение минимальное, а виды по сторонам весьма красивые!

Заезжаем в крупное село с заправкой. На всякий случай, заливаем баки по полной. Не сказать, что нам предстоит очень далеко ехать, но все же лучше иметь запас.

На обед встаем на берегу моря. Прибой успокаивает и убаюкивает, а поскольку достаточно тепло, не верится, что мы на севере. Грибов вокруг нас не мало, но все они старые, и набрать на жареху не выходит. А все потому, что мы попали в то время, когда почти не было дождей.

После перекуса, прежде чем вернуться на асфальт, едем по дороге вдоль берега. Тут можно встретить настоящие рыбацкие домики, какие были тут при поморах.

Шоссе местного значение обрамлено хвойным лесом со мхами. Смотрится это все фантастически классно, да и воздух тут очень приятный — из смеси морской свежести и запаха хвои.

И вот асфальт заканчивается, и нас ждут десятки километров дороги, отсыпанной гравием.

Стравив колеса, едем до села Варзуга (ударение на первый слог), стоящего на одноименной реке. Старое рыбацкое поселение видало многое на своем веку. Часть домов стоит на противоположном берегу, и добраться туда можно только на лодках. С нашей же стороны расположен красивый ансамбль деревянной архитектуры. Не Кижи, но то же очень впечатляет. Отдельно стоят главы, заготовленные для реставрации, но не поставленные наверх, поскольку, вроде как, сделали их с браком. Теперь как арт объект.

йн

Чуть позже, с удовольствием меняем гравийное покрытие на песчаные дорожки.

А все для того, чтобы попасть на Кузоменские пески. Некоторые ошибочно называют это место северной пустыней, хотя это не верно. Массив барханов тут не является пустыней и в сети полно информации как по терминологии, так и по истории этих песков. В любом случае, место тут красивое, это точно. Дорога петляя выводит нас нас на берег моря.

Туристов и рыбаков тут хватает, но хорошо, что пока просторов достаточно для всех! В том числе, можно проехать по дороге на кромке воды, не помешав никому несколько километров! Шикарный пляж!

Наконец, мы доезжаем до самой западной точки нашего путешествия на Кольском — тут река Варзуга впадает в Белое море.

Обратно едем через село, и песок тут становится более рыхлым и заметно тормозит автомобили. Ассоциации с пустыней неизбежны)

Возвращаемся на гравийное шоссе. Нас ждет еще одна точка — мыс Корабль и Чаячья скала. Мыс известен тем, что ранее тут добывали аметисты. Сейчас жилы обеднились, и разработки прекращены. Зато по прежнему, для всех доступно другое сокровище — красоты этих мест!

Вернувшись на асфальт, делаем финальный перегон дня до места ночевки. Встаем не далеко от моря. Погода без ветра и теплая, так что прятаться в лес не обязательно. Вечерние прогулки вдоль берега понравились всем: что ни говори, приятно дышать воздухом с нотками соли! Находим на берегу труп тюленя, лишний раз напомнившего о законах природы. А здесь она гораздо ближе, чем в городах. Также, как из под земли, появились два мужичка-боровичка. Сфоткали нас, и несколько автомобилей. Мол что если набедокурим и устроим пожар или иной вред природе, сообщат куда надо. Видели их не все, и были они на самом деле или нет не понятно. Может правда товарищи с активной гражданской позицией, а может и духи леса….

Часть ребят подростков прощелкали прилив, и остались на островках. Хорошо старшие товарищи в сапогах пришли на помощь))

Довольные, наобщавщись, идем в итоге спать.

 

День седьмой.

Как же приятно просыпаться на берегу моря! Мало того, что нас окутывал характерный запах соли, так он еще и замешан на аромат можжевельника, окружавшего нас! Ясное небо тоже как подарок, поэтому собравшись чуть раньше срока, просто наслаждаемся местом пребывания, ожидая те экипажи, кто паковался более размеренно)

И вот мы на дороге. Нас ждет километров 30 по асфальту, что очень мало на фоне предыдущих дней. Затем мы едем на прибрежную дорогу, местами идущую по пляжу. Правда, выехать на песок надо было пораньше, поскольку местные отдыхающие располагали свои лагеря прямо на дороге. Несмотря на подпитость отдельных товарищей, все удачно выезжаем на песок и с него попадаем на лесную приятную дорогу. В паре мест она идет достаточно круто вверх, а за тем  — вниз.

Но в целом проблем нет, кроме разъездов с нечастой «встречкой».

Через несколько километров, мы выкатываемся на берег, к нашей цели — музею поморской жизни Тоня Тетрина. Не побоимся сказать, что место это уникальное и держится только на энтузиазме нескольких человек. Экспозиции в строениях, сами строения и выставки под открытым небом — все это требует ухода и поддержания. За время проведенное на экскурсии, мы узнали много фактов о жизни поморов, а также саамов. Услышали про тонкости выживания на севере, про рыбный и соляной промыслы. Многие факты поражают воображение, а интерактивности тут тоже хватает: можно и китовый ус потрогать, и соль местную попробовать.

Рассказы экскурсоводов словно оживляют предметы и всю обстановку вокруг. К слову, нам повезло даже сфотографировать двух поморов)

Всех наших соклубников угостили вкусный бульоном, а детям перепало и нежное мясо с косточек!

В целом, однозначно рекомендуем заехать в это рыбацкое поселение!

Следуя совету владельца музея, едем в сторону первого пляжа, чтобы проскочить до начала прилива. Делаем общее фото на мысе на память.

Далее разделяемся: часть экипажей хочет пораньше приехать в Кировск для приведения себя в порядок в гостиницах. Другая же не торопится и останавливается для обеда в уютной бухте. Из-за небольшой глубины вода тут неплохо прогрелась, так что мы не только окунаемся в Белое море, но даже немного купаемся!

А далее выезжаем на шоссе не через уже затопленный пляж, а по лесной дороге. Ее, к слову, нам тоже посоветовал основатель музея. В целом она легко проходима, но местами устраиваем триал по камням, и даже попался небольшой бродик.

Потихоньку возвращаемся на шоссе, которое ведет на север полуострова, и мчим на всех порах. Пока впереди нас ждет Кировск, переваливаемся с холма на холм и любуемся красивейшими долинами, где в обрамлении из хвойных лесов полно озер разного размера.

 

День восьмой.

Накануне вечером, поразились насколько Кировск похож местами на Ялту, только как будто в миниатюре. Не сказать что город невелик, но Ялта больше. А общее то, что жилые кварталы раскинуты по террасам на разных уровнях.

И чтобы попасть в гостиницы, мы ехали по серпантину в городской черте)

Сейчас же мы встречались на заправке на северной окраине города, чтобы отсюда отправиться в Хибины. Асфальт в нужном нам направлении довольно быстро и резко закончился, и началась дорога, отсыпанная гравием разных фракций. Сдуваем колеса, но не слишком сильно, дабы не увеличить шансы порезать сплющенную боковину. Так что едем на давлении, компромиссном для комфорта и живучести шин. В подтверждении наших мыслей, навстречу проехала Делика с пробитым колесом.

Сама дорога не сложная не только для внедорожников, но и для кроссоверов и смелых легковушек. От класса машины зависит комфортная скорость передвижения и ее живучесть. Частично дорога проходит по руслу местных рек.

Хибины не такие уж и высокие, в относительном восприятии и абсолютных величинах. Но это настоящие горы, без всяких скидок. И красоты тут с избытком! Мы попали в ясную погоду, и с низким уровнем воды в реках и лужах. Так что ехать и любоваться окружающими видами было приятно! Неприятно было трястись по камням 30 км в одну сторону, а потом обратно. Может у нас нет привычки? Или денег на ремонт? )))видели нескольких местных, которые несмотря на камни и ямы, ехали под 60 км/ч!

Мини долины с озерами нам тоже очень понравились. Местами дорога была очень ровная, тут даже кроссоверы ехали быстро.

В некоторых местах еще лежал снег. Причем не из-за высоты гор, а из-за полярных широт.

Проезжаем базу спасателей и оставляем наклейку среди многих других, наклеенных рядом с дорожными указателями.

И вот мы спешиваемся, чтобы посмотреть прекрасный водопад с саамским названием Рийосок. Вид на долину сверху завораживает, а у подножия водопада наслаждаешься его мощью!

Несмотря на будний день, народу тут было не мало. Хотя в целом, простора тут больше. Связь почти не берет, но не стоит боятся остаться без помощи, ибо поток туристов заметный. Нас правда удивил мужчина на китайском танке, который поехал сюда на полупустом баке, надеясь найти заправку) Обещал вернуться потом с запасом топлива.) После прогулки, нам остается относительно немного проехать в самое сердце Хибин. Дорога становится заметно хуже, но все равно вполне проезжаема на полном приводе и с достаточным просветом.

И вот мы у цели — доехали до озер Щучье и Гольцовое. Пока искали дорогу для проезда на второе, одна машина увязла при нелепом развороте

А другая …немного затонула и намочила салон…

Конечно всех спасли, но на Гольцовое в итоге попали пешком. Красота тут, надо сказать, неописуемая! Это надо просто увидеть! Большое озеро в обрамлении гор!

Гольцов тоже заметили, да и сами помочили ножки в ледяной воде.

Отобедали мы на берегу реки, дыша свежайшим воздухом с запахом прохлады и хвои.

И в середине дня, начинаем движение назад. По пути Уазик из нашей колонны садится на камень, да так, что приходится тащить его лебедкой. Зато потом, он ехал только вместе со всеми, без вольностей. В целом, скорость на обратном пути мы развили большую, или так показалось? Немного жаль было прощаться с северными горами, но возможно в следующий раз устроим ночевку тут, в кольце гор.

Накачав колеса, по уже непривычно гладкому шоссе, едем в сторону Мурманска. Проезжаем огромные территории, ландшафт которых изменил человек при добыче полезных ископаемых. И хотя, такое не часто увидишь, и отчасти можно заворожиться видами техногенной деятельности, но…нам больше по душе десятки долин с озерами и лесами, стоящими на равнинах и холмах!

Под вечер, проехав на восток мимо Мурманска, заезжаем на сопку, где находим отличное место для ночевки. На удивление, на высоте почти нет ветра, как и комаров, зато в наличии шикарные виды на местность вокруг! Температура по прежнему не по северному, комфортная. Печки и теплая одежда все еще мало нужны нам.  Тяжело ложиться спать, прерывая душевные разговоры. Но приходится, дабы восполнить силы для еще одного ходового дня….

 

День девятый.

Отлично выспавшись на сопке, начинаем новый день, спускаясь на дорогу.

Перед нами примерно вот такие виды, что снова и снова переполняют нас!

Вернувшись на асфальт, едем в сторону Териберки. Этот поселок стал популярен в последние годы и туристы из многих регионов едут сюда нескончаемым потоком.

Как только доезжаешь до ветряков, значит Териберка уже близко. Правда асфальт уступает место гравийному покрытию, по которому трясемся километров 30.И даже это никого не пугает)

Одно из знаковых событий — съемки фильма «Левиафан». Некогда простое рыбацкое поселение теперь туристическая мекка. С этим связаны и плюсы и минусы: обилие народа, московские цены в кафе, но при этом создание охраняемой территории нац парка, меньше разрухи.

Территория парка приличная, и хотя мы были настроены на прогулку, нас подкосила жара! Все таки мы были к ней не очень готовы)

Доходим до первой точки — водопада Батарейского. Да, конечно, место попсовое уже много лет, но все равно красивое. Еще недавно сюда можно было заехать на своем автомобиле, но сейчас тут только пешие маршруты. Наверное это и к лучшему.

От водопада начинаем подъем на холм, чтобы попасть к береговой батарее. Жара и набор высоты по каменистым дорожкам приводят к тому, что больше половины соклубников не дошла до орудий. Хотя отметим, места вдоль тропы тут красивые!

Остановившись на небольшом плато, посмотрели на окрестности: залив у Териберки

И собственное, панораму Баренцева моря, и батареи.

А вот фото дошедших туда ребят и девчат

Немного рассказываем про историю этих мест соклубникам, пока они рассматривают все вокруг в мощную подзорную трубу, захваченную экипажем Тойоты.

Очень прикольно было рассмотреть издали птичий базар, ведь невооруженным взглядом не видно ни птиц, ни гнезд. Очень хотелось увидеть китов, хотя мы приехали не в сезон. Одну спинку увидели, но на приличном расстоянии. Так что по китам пока не зачет.

По дороге обратно к машинам, окунаемся в озере у водопада — жарко невыносимо! Вот такой вот север)

Обед устраиваем на пляже рядом с поселком, визитной карточкой которого служит севшее на мель судно.

Купаться тут в полном смысле не получается, зато в бодрящую воду, температурой градусов 10, очень приятно окунуться! Перегрев как рукой снимает! Нам конечно очень повезло, поскольку и море спокойное, и жара. Поэтому окунались даже маленькие дети, став немного моржами! Сцены наших забегов обязательно попадут в видео отчет) Да, на секундочку — Баренцево море относится к акватории Северного Ледовитого океана, так что юридически, мы купались в океане!

После купания часть экипажей отправилась в Мурманск, часть решила поесть блюда с гребешками и другими морепродуктами. Поселение то рыбацкое!

Ну а одна семья осмотрела знаменитую местную закрытую школу. Выглядит все ужасно и завораживающе одновременно.

 

Так или иначе, все попали в Мурманск достаточно рано, чтобы заселиться в гостиницы и подготовиться к трем дням отрыва от привычного!

 

День десятый.

Испытывая легкий мандраж, встречается на заправке в Мурманске. А мандраж от того, что мы выезжаем в дорогу на полуострова Средний и Рыбачий, а это пиковые по эмоциям места. Эдакие окна в дикий мир из привычного нам мира.

Переехав залив по мосту, начинаем движение на северо-запад. Шоссе тут очень приличного качества, как и все, по которым мы уже проехали.

 

Сто километров пролетают незаметно, так как мы прилично болтали по рации по делу и без. И вот мы прибываем в Титовку, на пост погран контроля. К сожалению, штурман одного из экипажей забыл паспорт, несмотря на все предупреждения, поэтому его приходится отвозить обратно в Мурманск. Да, на заметку путешественникам: в Титовке работает заправка. Летом 2024 года на картах ее еще не было, но по факту, можно заправиться. Мы правда этого делать не стали, поскольку залили с запасом канистры еще в Мурманске.

Асфальт постепенно пропадает с дороги, которую теперь покрывает щебень. Отмечаемся у первой достопримечательности — водопада. Именно тут по традиции и начинается погружение в мир полуостровов.  Постройки на реке, по всей видимости, — это остатки от финской мельницы.

Скидываем давление и стартуем далее. Проезжаем большую поляну с отельчиком и кафе, думая что это последний цивилизованный уголок, но… мы позже поняли, что ошиблись.

А еще замечаем, что заезд на Швабскую (немецкую) дорогу, перекрыт шлагбаумом. Не знаем как тут выкупили землю, но стоит охрана, и за шлагбаумом асфальт. Кто-то оттяпал себе часть красот Кольского…

Дорога, петлявшая вдоль реки, начинает подъем вверх. Как то мало про это пишут, но при заезде с «материка» на Средний, надо преодолеть миниперевал. Дорога не очень широкая, скорость особенно не набрать из-за ям, камней и промоин, поэтому замечаем как ползут вверх указатели температуры движков и коробок. Включаем понижайки, и заезжаем наверх. Да, жара так и сопровождает нас, сопутствуя нагреву машин!

Спускаемся с перевала, видя море справа

Далее мы едем в сторону музея обороны полуостровов. Его хранитель, пожилой энтузиаст, был искренне рад нашей группе и провел интересную и очень эмоциональную экскурсию. Наверх на хребет Муста-Тунтури мы пошли без него, но по нижней части экспозиции Юрий Александрович провел нас с рассказами и пояснениями. Место, конечно, проникновенное, а когда ударяешь в поминальный колокол, мурашки идут по спине.

Наверху за последние десятилетия на сувениры растащена большая часть следов войны. Но кучи гильз, мин и колючей проволоки валяются до сих. Если отойти чуть в сторону на километр и более, то можно понять как все выглядело в окрестностях  музея до волны туристов. Поскольку мы были с детьми, решили далеко не ходить. И так понятно, какие тяжелые бои были здесь…

С чувством задумчивости, едем дальше по западному берегу Среднего. И учитывая время, встаем покушать на берегу залива. Такая свежесть с морским бризом, такой чистый воздух и тишина, что душу охватывает эйфория! Все уже точно понимают, что не зря сюда поехали.

Здесь же нас догоняет экипаж, отвезший штурмана в Мурманск. Двигаемся на север и любуемся красотами. Места замечательные, и дороги тут, в целом, приличного качества, пригодные почти для всех машин. Хотя, как и ранее, попадаются промоины, каменные ступени, бродики и т.д. Так что сюда лучше ехать хотя бы на кроссовере с хорошим просветом. В целом, несмотря на просторы, от которых захватывает дух, сейчас на полуостровах полно людей: и туристов и рыбаков. Связи нет, но если что, без помощи не остаться. К тому же тут есть военные, Камазы которых глотают местные дорожки играючи, проходя в стиле «Париж-Дакар». Несколько Глемпингов тоже появились на побережье в последние годы.

Следов войны в виде дотов и траншей, тут тоже хватает.

А дальше, в духе Перепутья, мы перепутали точки: искали батарею времен холодной войны, а попали к мемориалу батареи Поночевного, воевавшего тут в Великую отечественную. Сверив карты, лезем на холм и там сначала находим наблюдательный пункт батареи, а потом и 4 орудия.

В одну из орудийных башен залезаем, исследуя подземные казематы. Там и автомат заряжания, и склад снарядов, и жилые помещения.

Подсознательно по прежнему ждем закат в начале десятого, но вокруг по прежнему светло.

В итоге, доскакали таки к месту ночевки. А встали мы недалеко от Двух братьев. Этим скальным останцам вроде как более двух миллионов лет. Фото с ними оставили на утро. А пока, разбили лагерь в прекрасном месте! И снова болтали и болтали за полночь. Желающие искупались, и все насладились полярным днем, хорошей погодой! Некоторые самые отчаянные, долго не спав, засняли на видео, как ночью солнце касается воды, и словно теннисный мячик, отскакивает обратно вверх!

 

День одиннадцатый.

Проснувшись на берегу все еще непривычного Баренцева моря, мы были удивлены не только шикарному утру с ясной погодой, но и тому, что юному участнику нашей поездки Мирону, родители устроили праздник в честь дня рождения даже в походной обстановке! Ирина, его мама, даже сумела приготовить сладкие угощения не только сыну, но и всем соклубникам! Вот такой праздник точно запомнится!

Сворачиваем лагерь и заезжаем на Берег рыжих камней. Здесь из мягких пород стихия выточила причудливые скульптуры. Как мы поняли, утром и вечером можно по разному оценить красоту, и одним место понравилось, другие же отнеслись спокойно.

Зато, пока мы рассматривали камни, зоркие ребята увидели недалеко от берега спины китов! Вот так, неожиданно, без оптики, как в Териберке, мы увидели китов, 4 или 5! Так что и этот пункт у нас оказался выполнен! Правда, от восторга или по другим причинам, никто их не снял)))

По плану, нам надо переехать со Среднего на Рыбачий. Воды тут на нашем пути очень мало, совсем не похоже на то, что можно увидеть в отчетах других туристов. Но даже мы проехали по руслам ручьев, пересекли знаменитый Выкат (без потерь) и наполнили водой тару из чистейшей речки!

А еще мы повстречали лису, явно не боявшуюся людей, а скорее даже ждущую гостинцев)

По пути нам попадаются остатки военных укреплений

Дорога в северной части Среднего красивая и радует душу, но ее кочки и ухабы душу вытрясают! В Итоге, мы оказались на Рыбачьем. Здесь конечно не автобаны, но можно ехать быстрее и комфортнее.

На обед встаем на пляжном берегу. Скорее всего, это самый северный пляж, который большинство из нас посетили и посетят когда либо в жизни!

Поскольку жара аномальная, снова окунаемся, с криком и визгами, но и с большим удовольствием! Также рассматриваем необычных для нас морских обитателей!

Настоящая экзотика вокруг радует. Видели еще что-то вроде морских огурцов, но фоткать не стали из-за противности)))

И вот делаем рывок на несколько километров на север, ведь в Европейской части нашей страны нет более северной материковой точки…

Мыс Немецкий знаменит также стоящим тут маяком, хотя теперь он огорожен и охраняется, так что фото его у нас только с расстояния.

Делаем общее фото, отражающее уникальность погоды:

Покидаем мыс, не только из-за плана ехать далее, но из-за клуба на внедорожниках, приехавших и врубивших низкосортную музыку на всю округу. Все таки примитивный эгоизм тяжело искоренять, а величие природы этих мест кому-то не дороже неблагозвучной попсы…

Заезжаем осмотреть достопримечательность по неволе — выброшенный на берег рыбацкий корабль. Всем интересно прикоснуться к живой недавней истории, походить по кораблю, и представить себя моряком или даже капитаном) И ощутить детский восторг от всего!) Да и смотрится этот объект романтично в декорациях природы.

И вот мы на мысе Кекурский. Он не хвастается своей Широтой, как Немецкий, но зато поражает своей монументальностью и красивыми видами. У нас правда не получилось отобразить это на фото, не хватило глубины. Но зато глазами мы насытились тут сполна!

От мыса, похожего на хребет дракона, едем на юг. Нам надо найти место для ночевки.

Удивительно, между прочим, сколько разных цветов мы застали: для короткого лета — это прямо таки взрыв красоты!

Место для лагеря в итоге находим на берегу бухты, на смычки полуостровов.

Народ располагается, достает удочки и даже что то ловит, но при этом все с тревогой ощущают нарастание силы ветра, к тому же на нас идет низкий облачный фронт, почти как в ужастиках…

Север решил нам показать свою демоверсию. Постепенно все оделись, утеплились. Многое из одежды пришлось достать впервые. Также были подготовлены печки для обогрева во время сна.

Тем не менее, красота вокруг нас радовала и настроение сильно не ухудшилось даже с падением температуры до нескольких градусов.

Да, внимательные дети и взрослые нашли вокруг на берегу запчасти от морских ежей, крабов, и кое кого крупнее….

Костер пригодился, и пообщались мы перед сном отлично! Как обычно еле-еле разошлись по машинам и палаткам.

 

День двенадцатый.

Утром мы проснулись, все еще окруженные низкой облачностью. Да и температура была в районе градусов десяти10, что было в любом случае теплее ночных пяти. Собираемся с легкой грустью, ведь поездка подходит к завершению. С места ночевки два экипажа стартуют в обратный путь, лишний раз напоминая про быстротечность времени. Как прикол, один из автомобилей решил не заводиться. Собрался консилиум:

По итогам шаманских обрядов снятия клеммы, игр с переустановкой батареек в брелке и других затей, как то мы смогли таки найти верное решение и движок запустился!

Выезжаем с места ночевки в серости

Но, чем дольше едем, тем больше рассеиваются облака и становится теплее! Вот уже и заливы проявляются, и корабли видны и близкие и далекие. К полудню мы опять были окутаны жарким северным летом и наслаждались видами вокруг!

Снова нас ждет перевал, и мы прощаемся с полуостровами Средним и Рыбачьим… После перевала, на головной машине по шву лопается выхлопная труба, и теперь колонну становится слышно за много сот метров по рыку ))) Без особых проблем и событий доезжаем до пограничного пункта, отмечаемся, но едем не в Мурманск, а на запад, в сторону границы с Норвегией на еще одну точку.

Заправляемся в Печенге, перекусываем и едем далее по отличной пустой дороге. Пейзажи продолжают радовать! В конце концов, снова уезжаем на грунтовки, где смело можно проводить ралли, поскольку они сильно ровнее всех попавшихся нам ранее. Сворачиваем в сторону и вот с холма видна наша цель:

Подъезжаем еще ближе к комплексу зданий, который раньше был научным центром, где пробурили Кольскую сверхглубокую скважину.

Место нашей гордости достижениями прошлого, ведь рекорд по глубине вертикального бурения до сих пор, вроде, не побит. Про мистические теории закрытия проекта тоже поговорили, причем к этому располагает сама атмосфера заброшки, словно помнящая ушедших людей.

Гуляем вокруг, а мысли крутятся вокруг отметки глубины в метрах

Здесь же делаем общее фото, официально завершающее программу поездки

Далее все едут в своем режиме.  Головную машину ждал город Заполярный, где в гаражах удалось найти сварщика и вернуть тишину машине для обратной дороги

А большая часть поехала в Мурманск готовиться к отъезду домой. Да, до него оставалось от суток до двух с половиной в дороге, и многие соклубники пересекались в пути. Но самые основные эмоции этого лета теперь навсегда оставались в прошлом. Надеемся, несмотря на энергичный ритм путешествия, все участники сего действия остались довольны визитом на русский север, пусть и неожиданно гостеприимный. Можно сказать, что нам повезло: прошли 95% от задуманного, не поломался серьезно никто, не было холода, дождей, комаров и мошки, нас не съели медведи, как некоторые фантазировали) Мы даже искупались и окунулись в северных морях! Но нам кажется, наше везение — это ответ на тот положительный заряд, который нес в себе каждый экипаж с момента ожидания поездки еще зимой до последней минуты перед входом на порог после возвращения.

Спасибо всем за участие! надеемся, мы еще под нашим флагом сможем собрать компанию не хуже и воплотить другие поездки, в которых мы не отроем глобально ничего нового, но уменьшим количество белых пятен на личных картах!

До новых встреч!

ПС север очаровал и занял свое место в сердце. Так что надо будет и сюда вернуться, посмотрев то, что не успели в этот раз!!!

Больше фото по ссылке

 

 

 

2 комментария к “Путешествие на Кольский 2024г.”

Оставьте комментарий