В самый разгар лета, мы совершили небольшое путешествие в компании друзей! Назовем его, условно, «Тайны Суздальских земель».
Наша команда была представлена пятью экипажами:
- Сузуки Джимни. Дмитрий, Настя, Александр.
- Мицубиси Л200. Александр и Екатерина
- УАЗ Патриот. Юрий и Светлана
- Сузуки Гранд Витара. Екатерина
- Сузуки Гранд Витара. Сергей и Лариса.
Первый день.
В прекрасном расположении духа, почти вся команда встречается на Ярославском шоссе, а по пути к нам присоединяются Сергей и Лариса на Сузуки Гранд Витара и мы держим путь в сторону Суздаля.
Съезжаем с асфальта, сдуваемся, причем больше для комфорта, поскольку жара спала, дождей как таковых особо не было. На полях и проселочных дорогах сухо.
Минуя асфальт заезжаем в красивую церковь Преображения в Смольнево.
Необычность архитектуры храма в Смольнево объясняется тем, что у графа С.В. Салтыкова жена была немка (принявшая крещение). Для неё, он внес в постройку элементы западной архитектуры. Если обратиться к истории появления данной церкви, то информация следующая: В 1715 году владелец села генерал-адъютант Семён Андреевич Салтыков построил деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери. При жизни графа Семёна Андреевича усадьба перешла к его сыну, графу Владимиру Семёновичу, генерал-майору. Он вместо деревянной церкви начал строить в Смольневе каменный храм Преображения Господня с приделом Казанской иконы Божией Матери. В 1737 году придел был освящён. Потом усадьба принадлежала сыну Владимира Семёновича, графу Сергею Владимировичу, который в 1780-х годах перестроил храм, значительно расширив его. После Салтыковых усадьбой владел декабрист Павел Иванович Калошин, его дочь Софья была подругой детства Л. Н. Толстого. Она — прототип Сонечки Волошиной из повести «Детство». В имении своей жены отбывал многолетнюю ссылку известный декабрист Павел Иванович Колошин.
Над храмом возвышается восьмигранная двусветная башня, а с западной стороны — подобная ей колокольня, на которой в 1799 году были установлены часы.
Нам на удачу оказалась на месте староста церкви. Эта прекрасная женщина нам позволила зайти в церковь, подняться на колокольню и провела экскурсию, рассказав интересные факты, связанные с историей появления, а также, реставрации церкви.
Что удивительно – на колокольне отсутствовали колокола, но были укреплены динамики, из которых видимо раздается записанный колокольный звон. Звон мы не услышали, но боем часов, расположенных на колокольне мы насладились. Бой также в записи, раздается каждые пол-часа.
Снова стараемся избегать дороги с твердым покрытием и делаем срезочку полевыми дорогами. Преодолевая небольшую плотину, двигаемся в сторону заброшенного Благовещенского погоста в Тимошкино.
Благовещенский погост во Владимирской области — это бывший Благовещенский мужской монастырь, где сохранился собор 1501 года постройки, с усыпальницей бояр Нагих.
Благовещенский погост Нагие получили, скорее всего, как поместье, имея вотчинные земли в Тверской земле. Однако уже при Федоре Михайловиче Нагом, деде царицы Марии, погост переходит в вотчинное владение, и Нагие хоронят родню в Благовещенской церкви. После убийства в Угличе сына Ивана Грозного и Марии Нагой, царевича Дмитрия, Мария попадает в опалу и ссылается в монастырь под именем инокини Марфы. В смутное время она была освобождена Лжедмитрием I, и объявляет того своим сыном. Однако, когда положение Лжедмитрия становится шатким — вновь отрекается от него, чем фактически развязывает руки убийцам самозванца. Умерла в 1611 году, похоронена в Кремле, в Вознесенском монастыре (не сохранился). А через 40 лет, со смертью стольника Василия Ивановича Нагого, боярский род пресекся.
Рядом с каменным стоит деревянный храм, Знаменский. Туда во время реставрации снесли кресты с обоих храмов. Там же сложены еще какие-то бревна и детали интерьера. Деревянный пол в основной части храма провалился, но к иконостасу проложен временный настил из досок.
Оба храма реставрировались в 1950-х годах. Службы проводятся раз в год, 18 июля. В 2008 году на Благовещенском погосте вновь был открыт Свято-Благовещенский мужской монастырь.
Мы побродили по опустошенным церквям. Дверь в каменный храм была закрыта, но мы осмотрели колокольню. Зашли в деревянную церковь, по настилу из досок прошли вглубь церкви, увидев остатки иконостата – обвалившиеся рамы для икон. Усыпальницу бояр Нагих мы не нашли.
И снова в путь! Полевыми дорогами доезжаем до Введенской церкви во Флорищах, построенного в 1799 году. Что интересно, в советские годы храм не закрывался и один из немногих в Кольчугинском районе сохранил свое внутреннее убранство.
Храм мы увидели только снаружи, приостановились у него и двигаемся дальше.
На сельских дорогах часто встречаются броды разной глубины. Этот брод успешно преодолели все!
Двигаемся дальше, по пути встречая живой шашлык, едва сдержавшись от соблазна его прихватить:
Оставив позади деревеньку, упираемся в разрушенный деревянный мост.
Ну что ж, и такое бывает. Разворачиваемся и встаем у реки на обед.
Настя, одна из участниц пробега, накормила всех вкусной гречневой кашей с тушенкой! Запив кашу чайком и кофейком, двигаемся дальше.
Солнце еще высоко, а нас ждет очередная срезочка в прилеске. Впереди наконец появились лужи и грязь!
Дима успешно проходит первую лужу! Катя (Сузуки Гранд Витара) садится в луже. Ура, нашли раздолье и в засуху! Разматываем трос!
Катю вытащили легко, остальные участники успешно преодолевают лужу.
Объезжая следующую лужу, Сергей (СГВ), по невнимательности, садится на пень (((
Позже выяснилось, что пробита защита и два радиатора. Но пока нужно решать как снять машину с пня. Итак – машину надо поднимать. Юра достал домкрат, пошли пилить деревья. Общими усилиями машину с пня стащили,
Конечно, не без помощи дам ))))
Из радиатора Витары вытекла охлаждающая жидкость, отчего машина фактически обездвижена. Принимается решение ехать в Кольчугино, искать сервис.
Нам на удачу (все-таки была суббота и время 17.00), мы нашли неплохой сервис, на котором машину осмотрели, а главное сказали: — Берем, вернем завтра как новенькую, к 16.00.
Шмурдяк из СГВ Сергей и Лариса перенесли в остальные машины, сами же сели в собрата — Катину Витару. И мы снова возвращаемся на маршрут!
К вечеру природа нам открылась всей красой, по пути останавливались не раз сделать красивые фото. Закат, лучи солнца сквозь облака, пшеничные поля, цветы, яркий фиолетовый иван-чай! Все-таки, мы неисправимые романтики!
Дорогой, которая нас ведет через красивое пшеничное поле, выезжаем к роднику.
Набрали воды, освежились и застопорились на полянке с земляникой! Дима нас еле утащил! Время-то поджимает, впереди еще ¼ чемпионата Россия-Хорватия в 21.00!
Транзитом проезжаем Суздаль, традиционно заправившись на Лукойле. В десятом часу вечера прибываем в гостиницу «Старый двор». Завершив все формальности по заселению, располагаемся в номерах и собираемся в центральной беседке на ужин и для просмотр футбола. Мы суперски провели вечер, под стать отличному дню! Жарили мясо, овощи, смотрели футбол, танцевали, общались и наконец поглощали вкусный ужин! Разошлись по номерам во втором часу ночи…
Второй день.
Утром следующего дня, встаем по распорядку. Под строгими взглядами былинных героев, чьи репродукции висели на стенах номера, не заспишься )))
Наш экипаж принимает решение немного отклонится от маршрута, и заехать в великолепный, красивый, старинный город Суздаль. Прошлись по центральной пустой улице, дошли до торговых рядов, посетили Суздальский Кремль. И это того стоило. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского двора с древним Рождественским собором (1222—1225 годов постройки). Кстати, Собор Рождества Богородицы стоит на месте храма времён Владимира Мономаха. К сожалению, нынешний собор не дошёл до нас в первоначальном виде.
После Суздаля, возвращаемся на маршрут, встретившись с участниками, в селе Кидекша. Мы осматриваем Церковь Бориса и Глеба (один из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси, наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-восточной Руси, наряду со Спасо-Преображенским собором в Переславле Залесском. Построена в правление Юрия Долгорукого и обычно датируется 1152 годом). Сергей нам рассказывает об этой церкви и мы двигаемся дальше.
Чуть поодаль висят тучи, сверкают молнии… А ведь следующая запланированная нами достопримечательность, как раз в том направлении. Место это — мистический Веретьевский погост. Мы сомневаемся стоит ли туда ехать, ведь планировалось, что 3 км мы должны были идти до него пешком, потому что территория, на которой он находится закрыта для проезда авто. Но вот вряд ли будет комфортно преодолеть, в общей сложности, 6 км по лесу пешком и под дождем. Решили доехать до ворот, за которые проезд запрещен и на месте окончательно определиться с дальнейшими действиями. Пока ехали на погост попали под сильнейший ливень. На удивление, охранник запустил наш кортеж на закрытую территорию и мы почти доехали до храма.
Остановились мы на черничной полянке, и снова начал накрапывать дождик. Мы надели сапоги, дождевики/ветровки и тронулись в сторону погоста, чтобы пешком пройти оставшееся расстояние.
Пройдя примерно 500 метров, мы вышли на поляну, на которой стояла разрушенная величественная Смоленская церковь.
Когда мы дошли до места, то мелкий дождь перешел в ливень, загнавший нас внутрь храма.
Хочется сказать пару слов об этом мистическом месте. Издревле Веретьево было уединенным поселением. Здесь вокруг церкви располагалось кладбище, да несколько домов служителей — то, что в наших краях принято называть «погостом». Веретьевский храм поначалу был деревянным, а в 1802 году был освящен новый, большой, кирпичный, с главным престолом во имя иконы Смоленской Божьей матери.
По преданию, храм строился в безлюдном месте специально, чтобы освятить землю, где всегда творилась чертовщина. Там находился, так называемый, медвежий угол. В реку впадали ручьи, образуя треугольник. Возвышенность служила местом для языческих игрищ на многочисленных капищах. На этих капищах устраивали оргии — для продолжения рода, для его увеличения. А также приносили жертвы.
Жизнь в Веретьеве затихла лет 40-50 назад. Наиболее вероятной причиной этого видится то, что погост находился в удалении от других населенных пунктов. После того как церковь закрыли, и без того малое население стало уходить. В конце концов остались лишь учителя тамошней школы, а последней обитательницей погоста была некая бабушка-монашка. Сложны и противоречивы сведения об этом месте, но почти все источники сходятся в одном: в начале 60-х туда нагрянула банда и разгромила весь погост. Чтобы замести следы, бандиты сожгли постройки и будто бы убили (сожгли) единственного жителя Веретьева — монашку. С тех пор там никто не живет. Так гласит легенда. Но потом поползли слухи, будто бы иконы и церковную утварь не украли, монахиня их спрятала за некоторое время до неприятного визита, якобы у нее было видение, предупреждающее об опасности. Именно поэтому ее и убили — пытали, в надежде узнать, где спрятанное. Но она так и не сказала. Лишь прокляла их и само место перед смертью. Другие люди говорили, что бандиты сами все попрятали, чтобы было легче уходить с места преступления через болота. Взяли лишь часть, а в церкви устроили схрон. Как иллюстрация народной веры в эту легенду — перекопанное вдоль и поперек кладбище. Могилы и сама церковь в канавах, рытвинах и ямищах. Какие-то подонки разбили кресты на надгробиях, раскопали две трети кладбища, разрисовали лики и выскоблили на них глаза.
Существует и еще одна легенда о пропавшей в стенах храма экспедиции исследователей. Говорят, что несколько лет назад, приехали в эти места молодые ученые с огромными баулами всевозможной измерительной техники. Весь день изучали храм и окружающую территорию. На ночь решили остаться прямо в храме, поставив там палатку. А на утро все пропали. Все, кроме одного. Его и встретил на рассвете один из жителей села в лесу. Вид его был жалок и ужасен. Носом шла кровь, одежда порвана, а волосы молодого парня были седыми. Из его сбивчивого, истеричного рассказа картина произошедшего выглядела так. К полуночи все стали устраиваться на ночлег. Вдруг поднялся сильный ветер, перерастающий в ураган. В храм полетели листья, ветки, комья земли. Все с ужасом смотрели на происходящее. В церкви стоял жуткий гул, палатка упала. Было такое ощущение, что стены и земля пришли в движение. А потом в стены снаружи со всех сторон словно стали бить огромными молотами. Началась паника. Уцелевший член экспедиции рассказал, что сам он сумел на корячках доползти до зоны алтаря и лежал там, вжавшись в землю и закрыв голову руками. Потом, судя по всему, он потерял сознание. А когда очнулся, уже брезжил рассвет, никого в храме не было. Лишь разодранная палатка с остатками вещей. Происходило ли это на самом деле, или эта история очередная страшилка — неясно. Куда девались люди, почему не было проведено полноценное расследование — так и осталось вопросом…
Такие истории…
Когда же мы сами зашли в церковь, то увидели зажженные свечи у алтаря, иконы, занавески, которыми закрывают вход в алтарь. Тишина была немного пугающей…
Зная страшилки про погост, мы воспримнимали все через их призму. Поразили фрески. Странные лики святых. Всё дело в том, что там нет ни одного изображения, на котором сохранились бы глаза: как мы уже упомянули, кто-то выскоблил их всем святым, ангелам и животным.
Покинули мы храм с чувством тревоги, прошлись по территории. Все вокруг заросло,частично сохранились могилы с памятниками.
Под проливным ливнем возвращаемся к машинам. Когда дошли, то дождь прекратился. Что это было? Нас природа не хотела пускать в церковь или испытывала нас на стрессоустойчивость? Непонятно. Самое интересное было, когда мы выезжали с территории. Охранник мимоходом спросил, не встретили ли мы бородатого отшельника, живущего в церкви… Вот это да… Там был бородатый отшельник, которого мы не встретили, а он видимо нас видел и слышал, не подавая вида. И наверно хорошо, что вида не подавал, иначе бы мы наперегонки бы бежали обратно, наслушавшись страшилок. До конца поездки все вспоминали и шутили на тему погоста и бородатого мужика-отшельника.
По дороге обратно, СГВ начала подзастревать на мокрой от дождя глиняной дороге. Периодически приходилось дергать японца.
Лес остался позади и мы выезжаем на дорогу и держим путь в Санино, в Свято-Никольский женский монастырь.
На территории две церкви: церковь свт. Николая Чудотворца, возведенная в конце XVIII века (холодная) и церковь, посвященная Покрову Божией Матери 1825 года постройки (зимняя).
Двигаемся дальше, в сторону реки Клязьма. Проезжаем мимо разрушенной Свято-Троицкой церкви 1824 года постройки, которая осталась единственным напоминанием о том, что когда-то здесь была красивая усадьба первоначально построенная генералом Сергеем Дмитриевичем Безобразовым в начале XIX век. Чуть позже, попадаем на возвышенность, с которой открывался прекрасный вид на окрестности и реку Клязьму.
Здесь мы подумали, смогут ли спуститься вниз к реке машины. Но мы же джипперы! Смогут и точка. Правда не все сами ))) За руль СГВ сел Саша, потому что Катя не решилась сама спуститься. Спуск был крутой и классный! Этот спуск несомненно украсил маршрут. На берегу Клязьмы останавливаемся на обед. Доедали все, что осталось в закромах: шашлык, сардельки, овощи. Все проглотили )))
На этом месте Катя решила, что пора выдвигаться в сторону дома, да и Сергея с Ларисой уже ждала отремонтированная машина в Кольчугино. Выезжаем на дорогу, прощаемся и оставшиеся три экипажа держат путь в сторону Троицкого храма в Гатихе.
Строительство каменной церкви было завершено в 1802 году. В 1842 году к этой церкви была пристроена каменная колокольня. Но так как для большого прихода эта каменная церковь была тесна и мрачна, то в 1850 году начата постройка нового обширного каменного храма, соединившего в себе теплую и холодную церковь; в 1868 году он отделан окончательно.
День подходит к концу, но не все намеченные точки взяты. Доезжаем до красивой церкви Спаса Преображения в Давыдово. Церковь в формах классицизма построена в 1841 году. Церковь была закрыта в 1939 году, в середине 1940-х годов вновь открыта и более не закрывалась.
Храм, к сожалению, был закрыт, мы посмотрели на него только снаружи.
Ну и наконец, мы едем в сторону всемирно известной церкви Покрова на Нерли. По пути у нас внедорожная срезочка, которая ведет нас через красивый сосновый, березовый, а затем уже смешанный лес. Воспользовавшись непродолжительной остановкой, Настя находит грибы-лисички! Вскоре мы прибыли к Церкви Покрова на Нерли!
Это выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Церковь Покрова на Нерли входит с 1992 года в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Традиционной является датировка храма по Николаю Воронину — 1165 год. Датировка эта основана на сообщении о Житие Андрея Боголюбского, где сказано, что церковь Покрова на Нерли была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче. Подъезд к церкви закрыт (Боголюбовский луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и историко-ландшафтным комплексом регионального значения), поэтому до нее можно добраться или пешком или посмотреть на нее с другого берега, что мы и сделали.
Недалеко от церкви располагается живописное место, где река Нерль впадает в Клязьму.
Вот и все. На этом ставим точку в нашем двухдневном вояже по красивым местам, богатым природой и культурными ценностями. Выезжаем на асфальт, прощаемся и держим путь домой. Классные выходные, отличная компания, что еще нужно для счастья? Только повторить все снова, но на другом маршруте!
Текст и фото:
Александр и Екатерина Разуваевские.