C трудом верится наступившему в последние пару-тройку недель лету… Но по факту, после холодных и дождливых июня и июля, в августе в нашу среднюю полосу пришло хоть и не жаркое, но все же лето. При этом очень удачно, что и клубный двухдневный рейд попал на тепло. Более того, накануне выезда синоптики обещал в Тульской области почти жару, в 27 градусов! Пакуем вещи и едем. И пусть жалеют те, кто не смог к нам присоединиться на таком маршруте да еще в такую погоду )
Встреча с участниками нашего путешествия была назначена почти за 300 километров от Москвы. Пошли мы на это осознано, поскольку каждый любит ехать на дальняк в своем темпе. Вести колонну из водителей с разными предпочтениями по скорости и манере езды такое расстояние не только не практично, но и не гуманно )
Баки залиты по крышку, последние двадцать километров хорошего асфальта, и наша кавалькада устремляется в поля. Причем полевые дороги на все протяжении нашего маршрута как автобаны – поверхность ровная, и можно ехать с комфортом 60-70 км/ч. Единственно, учитывая сушь, стоит пыль столбом и приходится держать дистанцию, чтобы не глотать пыль и видеть куда едешь.
Плюхаемся в небольшой ручеек, а потом продираемся через узкий коридор-дорожку, проходящую через кусты и деревья.
Буйная растительность создает подобие темного туннеля, по которому едет наш совсем не метрополитеновский состав. Ветки скрипят по бокам машин и нервам их владельцев, но пилотов настоящих проходимцев так просто не отвадить от свободы перемещения) И это небольшая цена за то, чтобы попасть на простор берегов нашей Волшебной реки – Красивой Мечи! А как иначе назвать эту реку, вдоль которой мы ехали два дня, без устали любуясь отличными видами!?
Дорожек вдоль реки достаточно много, с ухабами и без. С холма вниз к реке, и снова на холм. Иногда попадаются и немного луж, но затруднений ни у кого нет. Места тут до революции были людные, как и во времена советских колхозов. А сейчас участок между Ефремовым и Лебедянью весьма малолюдный. Не глухой угол, но все же. А руин церквей в этом районе видимо не видимо. Но мы не ставим цель осмотреть все, выбираем только самые колоритные, такие как храм в бывшей деревне Маслово, или знаменитый храм в урочище Кузьминки. Правда, творения рук человеческих без красот местной природы были бы не так сочны.
Остановка на Красном холме, изобилующем выходом твёрдых пород, понравилась всем! Отличный вид на ландшафт и изгиб Мечи, и нерукотворный сад причудливых камней разных размеров и форм, оценили и взрослые и дети!
А вот у широко известного Конь-камня , река почти не видна, но широкие поля и балки между ними, красивы по своему. Сам камень-мегалит, установленный здесь очень и очень давно нашими предками, тоже поражает воображение. Хоть и не Стоунжендж, но булыжник примерно в 20 тонн весом поставили таки на три опоры! И без кранов ведь! Возраст этого культового сооружения оценивается от сотен лет до тысячелетий. Кто знает, может его история со временем проясниться.
Дневной перекус на полянке возле водицы уже забыт, пыль и усталость дня манят в воду Волшебной реки. И мы погружаемся в нее рядом с Ишутинским городищем, возле останков одноименной ГЭС.
С вершины самого городища открываются захватывающие панорамы окрестностей! Бессмысленно это описывать, там надо побывать!
Также не передать легкого холодка по спине, который возникает при спуске с городища вниз по крутому склону. Но на то и джипы, чтобы расширять границы восприятия)
Искупавшись и освежившись, поднимаемся в дубовый лесок напротив городища. Красивая подстилка из трав и цветов, отсутствие подлеска создают уют, необходимый нам после дня за рулем.
Разбиваем лагерь, готовим ужин на мангалах и костре.
Беседы, рассказы песни под гитару…для кого-то это уже экзотика, а для нас необходимая часть бытия. Дети, конечно, сбиваются в свою стайку, но после захода солнца и взрослые и дети вместе любуются черным небом.
Ясная погода позволяет увидеть огромное количество звезд, невидимых в городе. К тому же мы попали на время августовского звездопада. Падающих звезд увидели столько, что хватило загадать желание каждому)
Отлично выспавшись, утром собираем лагерь. И кажется, что люди в нем все знакомы гораздо дольше, чем один день. Хотя так оно и есть – в этот раз с нами были наши друзья и наставники, команда путешественников Хрен13. Многие из участников знают их по прошлым совместным приключениям, другие же знают заочно. Ребята, спасибо за ваше участие! Отчет наших друзей будет по ссылке в конце.
Изюминкой второго дня стал брод через Красивую Мечу. Вообще, в месте, в котором мы хотели пересечь реку, раньше был насыпной мост, и под ним по трубам и текла река. Но время колхозов ушло, мост разрушился под напором реки. Какое то время тут поддерживали переправу, подсыпая грунта и щебенки, но и это закончилось. Река продолжает хозяйничать, размывая переправу. Но наша команда полна решимости. Основная глубина примерно в полколеса-колесо. Но вся загвоздка в промоинах, нырнув в которые можно уйти по лобовое под воду. Забродники -наше все) Пока часть участников колеблется на берегу в нерешимости, силами организаторов прощупывается текущий фарватер, и пускается первый автомобиль, Ниссан организатора Максима. На нем, для тренировки, отрабатывается съезд в промоину с последующей эвакуацией Кайроном обратно на мелководье. Зато потом на песчаной отмели сядет только еще один участник, и то не сильно. Остальные проехали вслед за идущим впереди штурманом-оргом. Так что брод хоть и не глубокий, но технически сложный и не прощающий ошибок. В одну машину тут лучше не ездить…
Долго ли, коротко ли, но из Тульской области наша колонна попадает в Липецкую, что никак не влияет на окружающую нас красоту! А в ясную погоду тут прямо хочется остаться на недельку.
Мы посещаем еще пару церквей в разном состоянии заброшенности, проезжаем через аккуратный и ухоженный город Лебедянь, известный по своим сокам. К слову в пригороде, фруктовые сады тянутся на километры.
И вот снова мы у реки, осматриваем руины Троекуровской ГЭС. Из трех местных, она лучше всего сохранилась.
Есть даже лопасти турбин и большие шестерни генераторов. И построена, и закрыта была в советское время. Не окупились вложения, и местный киловатт выходил очень дорогой. Но может и к лучшему, теперь это неплохой достоприм)
Финальная церковь рядом с концом нашего маршрута, заброшена, но романтична.
Вниз по Волшебной реке мы прибыли на место впадения Красивой Мечи в Дон. Отметим, что Дон тут еще не широк и без подготовки не скажешь, где какая река)
Этот своеобразный перекрёсток рек поставил точку в нашем путешествии. Хотя конечно, мы всей командой вместе пообедали на берегу той же Мечи и распрощались только выехав на М4. Но основная и самая интересная часть поездки осталась позади. Да, было пыльно, да почти 800 км за два дня не всем дались легко и непринужденно. Ну судя по характерному блеску в глазах, все были довольны. Усталость улетучится через пару дней, а вот ощущение, что ты прикоснулся к чему то новому, красивому и интересному, надеемся останется надолго!
До новых встреч, в формате Перепутья 4х4!
Все фотографии:
https://vk.com/album-145278133_248359125
Отчет наших друзей Хрен13:
http://xpeh13.ru/vniz-po-volshebnoj-reke